Хотя помощники президента Украины Виктора Януковича отрицают это, многие комментаторы и политики на Украине, в Молдавии и Румынии уверены в том, что он и его российский коллега Дмитрий Медведев тайно согласовали план действий, в ходе которого Приднестровье будет присоединено к Украине, а Молдавия попадет под жесткий российский контроль.
Когда они встретились на прошлой неделе, Медведев и Янукович выпустили совместное заявление по поводу разрешения спора о Приднестровье. В заявлении содержались лишь общие выражения доброй воли, но неделю назад чиновник протокольной службы администрации украинского президента допустил утечку информации о переговорах двух президентов, намекающую на то, что они пришли к согласию о гораздо большем.
И действительно, предполагаемое соглашение, которое некоторые уже сравнили с «секретными протоколами» пакта Молотова-Риббентропа 1939 года, призывает провести к концу этого года референдум в Приднестровье по вопросу его превращения в автономную республику в составе Украины, а также оказать давление на Кишинев, чтобы там был выбран президент и сформировано правительство, удовлетворяющие Москву.
В свежем номере газеты «Версия» Георгийи Филин обсуждает это дело, не только подробно рассказывая о заявлениях различных сторон, но и намекая на некоторые последствия для Молдавии, Украины и их соседей, если сообщения о тайном соглашении между Медведевым и Януковичем окажутся даже частично правдивыми.
Филин говорит, что за утечку информации о предполагаемом соглашении «хорошо заплатили функционеры Блока Юлии Тимошенко», а единомышленники этой партии, выступающей против Януковича, немедленно передали копии документа Олегу Билорусу, члену партии, возглавляющему в Верховной Раде комитет по международным отношениям.
Копии также немедленно были переданы чиновникам в Кишиневе, где, по словам Филина, они произвели «эффект взорвавшейся бомбы». Сергей Мокан, глава молдавского движения «Народное дело», заявил, что соглашение Медведева-Януковича «является ультиматумом Молдавии и началом новой военно-политической экспансии на постсоветском пространстве».
«Киев и Москва решили действовать по принципу ‘разделяй и властвуй’», - развил мысль Мокана молдавский премьер-министр Владимир Филат, заявивший, что соглашение Медведева и Януковича напоминает разговоры о «поглощении», ведущиеся бизнесменами. Ни тот и ни другой не спросили у молдаван, что те «думают».
«Что же приготовили Молдавии и Приднестровью Россия и Украина?» - риторически вопрошает Филин. Он указывает на то, что следует сразу оговориться по поводу того, что «попавшие в руки украинских журналистов протоколы готовились украинской стороной», а не являлись совместным заявлением или соглашением.
Таким образом, как говорит журналист «Версии», они являются «исключительно ‘украинским видением’ решения приднестровского, а заодно и молдавского вопросов». Это «видение» предусматривает проведение в ноябре или декабре референдума в Приднестровье относительно включения отколовшейся территории в состав Украины в виде автономной республики.
Почему, спрашивает Филин, соглашение не призывает к присоединению Приднестровья к Российской Федерации, как предлагают многие в самом регионе? Он пишет, что ответ на этот вопрос «очень прост». Присоединение Приднестровья к Украине более целесообразно с экономической точки зрения, и подобный ход позволит России «начать в Молдавии программу ‘оранжевой контрреволюции’».
Это позволит российским властям организовать в следующем году выборы промосковского президента в молдавском парламенте. «Конечно, - продолжает Филин, - ни о каком аншлюсе Молдавии со стороны России речи и быть не может». В этом случае «технология иная» - она рассчитывает на молдавских производителей вина, желающих продавать свою продукцию в Россию.
По словам украинского парламентария Билоруса, «новое руководство Украины заняло новую позицию по отношению к Приднестровью, и, по сути, она – копия позиции России». Два года назад, продолжает он, Москва предложила Киеву ту же сделку: «забирайте себе Приднестровье, а нам отдайте Молдавию» - но тогдашний президент Виктор Ющенко отверг этот обмен.
Президент Румынии Траян Бэсеску отреагировал так же резко, как и молдаване. «Если у Киева есть претензии по поводу возврата Приднестровья Украине, то при этом там не должны забывать о возврате Кишинёву Южной Бессарабии и Северной Буковины – территорий, которые бывшая Украинская ССР получила после Второй мировой войны», заявил он.
Бэсеску также предположил, что «Москва, а сейчас и Киев пытаются создать на территории, которая в конце Второй мировой войны должна была быть возвращена Румынии, псевдофедерацию из трёх политико-юридических псевдосубъектов. Но мы будем всячески противостоять российско-украинскому плану ампутации Бессарабии».
Хотя Филин не упоминает об этом, возможность того, что Молдавия может стать частью Румынии, если Приднестровье превратится в автономию в составе Украины, - это не единственный вариант развития событий, которые разойдутся волнами по международной системе далеко за пределами Приднестровья.
Если Приднестровье будет передано [Украине], это запустит положение в соглашении 1994 года, заключенном между Кишиневом и гагаузами, православным тюркоговорящим населением южной Молдавии. Это соглашение позволяет гагаузам выйти из Молдавии, если когда-нибудь изменится статус Приднестровья.
Возможно, из-за этой резкой реакции, а, возможно, потому, что предполагаемое соглашение между Медведевым и Януковичем просто не имело места, офис Януковича изо всех сил отрицает существование подобного договора. Представительница президентской администрации Анна Герман сделала по этому поводу публичное заявление.
«Приднестровье останется независимым и не войдет в состав Украины», - сказала она. Намеки на обратное являются «провокациями» со стороны Юлии Тимошенко, призванными подвергнуть сомнению «политические и дипломатические успехи Виктора Януковича, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране».
Однако Филин заключает, что ее слова звучат неубедительно, ведь в Верховной Раде уже обсудила процедуру, которой нужно будет следовать, если регионы, подобные Приднестровью, решат присоединиться к Украине. Украинские депутаты даже придумали лозунг, пишет Филин: «‘Приднестровье – первый этап новой Переяславской рады’ – ни больше не меньше!»