Украинский чиновник из кабмина демонстрирует либо верх наивности, либо верх глупости… Таможенный союз – этап для поглощения «Нафтогаза»… В отношениях с Россией нет правил…
На Украину 12 апреля с рабочим визитом приезжает премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. На вопрос корреспондента УНИАН в Москве о повестке визита пресс-служба премьера РФ отделалась дипломатической фразой: мол, Путин обсудит «вопросы двустороннего сотрудничества и ход ранее достигнутых договоренностей».
Поэтому журналистам остается угадывать предстоящих переговоров. И сделать это совсем несложно. Поскольку артподготовка к нему идет полным ходом.
Не будем пересказывать историю трехнедельной давности, как Путин припугнул Украину тем, что РФ выстроит границы, если Украина присоединиться к зоне свободной торговли с ЕС, его первый вице Игорь Шувалов тут же подтвердил, что нам надо выбирать – или туда, или сюда. И как после этого наш местный евроинтегратор, первый вице-премьер Андрей Клюев в Москве сказал, что благодаря СНГ, странам удалось решать много вопросов, и как нам нужна зона со странами содружества. Равно как и не случайным считаем разлогое обоснование смены украинского вектора, которым занялся уполномоченный Кабинета Министров по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сотрудничества Валерий Мунтиян.
Господин Мунтиян само собой повторял, что в Европе нас никто не ждет, а в Таможенном союзе мы можем показать себя надежными партнерами и построить общий рынок Евразии. Он сыпал цифрами, которые призваны убедить украинского читателя в экономической целесообразности ТС, уверял, что вступление туда даст колоссальный рост товароборота со странами содружества, приток инвестиций из РФ. Особо любопытными кажутся утверждения, что вступи мы в Таможенный союз, РФ вдвое снизит стоимость газа для Украины и отменит пошлины на нефть. Господин Мунтиян предупреждает, что нам важное успеть в этот самый Таможенный союз. Поскольку есть страны, которые уже преуспели в этой поэтапной интеграции, они уже не только в ТС вступили, но и в ЕЭП интегрируются. Поэтому, по версии чиновника, нам надо оперативно откорректировать свои обязательства перед 153 странами ВТО (то есть отказаться от них?) и приняться строить с РФ совместное евразийское будущее.
Итак, тема разговора Путина известна – Таможенный союз. Украинский премьер-министр Николай Азаров уже тоже объявил, что Украина хочет говорить о пересмотре цены на российский газ. Мы попросили прокомментировать повестку будущего визита наших экспертов. Является ли участие Украины в Таможенном союзе главной темой переговоров или это отвлечение внимания? А заодно уточнить, как в случае вступления туда Украины страны ВТО отреагируют на обязательное повышение таможенных тарифов, что предполагается договорами ТС. Реально ли при этом получить снижение цены на газ? И есть ли альтернативные подсчеты выгод и убытков в случае отхода от переговоров с ЗСТ и построения единого общего рынка Евразии?
Виктор Небоженко, политолог: Путин будет тянуть в тс, но пресекать разговоры о справедливых газовых отношениях
Вряд ли нам стоит опасаться визита Путина и вступления в Таможенный союз. Дело в том, что в этом российском деятеле всегда борются две личности: собиратель «русского мира» и миллиардер, который хочет коррупционным путем прихватить для российского бизнеса побольше украинских активов. Оставьте в покое сорок процентов российско-украинского товарооборота, который якобы может неуклонно расти в случае дальнейшей интеграции. Деятельность компаний Украины и России, которые работают вместе, можно отрегулировать соглашениями, они прекрасно обойдутся без Таможенного союза.
Кремль, упорно затягивая нас в ТС, не обсуждает самую главную проблему наших внешнеэкономических отношений – проблему газа. На этом зарабатывают мафиозные полутеневые структуры и Газпром, не исключено, что и сам Путин. Без справедливых отношений в сфере энергоносителей Таможенный союз Украине не интересен. Путин будет тянуть нас в туда, но при этом будет грозно пресекать разговоры о справедливых газовых отношениях. Сейчас нам предлагают СП «Нафтогаза» с «Газпромом» в обмен на мифические российские месторождения. А на самом деле есть замечательный вариант. Россия заканчивает строительство «Северного потока». Она могла бы в обмен на активы «Нафтогаза» отдать нам часть его акций.
Дмитрий Боярчук исполнительный директор CASE Украина: Таможенный союз для Украины – это каменный век
Судя по всему, темой разговора во время визита Путина станет вступление Украины в Таможенный союз. И я не понимаю, как можно быть в ТС, и при этом в ВТО, интегрироваться в ЕС. Поскольку уровень интеграции, который предлагает Таможенный союз, это исключает. Тем более что Таможенный союз – это политический союз. Российский рынок – рынок прошлого, там старые технологии и низкое качество. Кроме того, в отношениях с Россией нет правил. Там правило такое: кто как в Кремле решил, так и будет. А обоснование для страны-партнера подобрать всегда можно. Например, «принуждение к миру», как было с Грузией. В грядущей торговле за втягивание Украины в Таможенный союз – это цена газа.
Но не думаю, что наша власть имеет право менять вектор. Ведь рынок ЕС – это правила и порядок. Европейский рынок – рынок будущего. Пусть движение вперед непростое, оно связано с гармонизацией, построением инфраструктуры, упорядочение санитарных и фитосанитарных норм. Но это нужно делать, поскольку по-другому останемся в каменном веке.
Интервью украинского чиновника, который агитирует за Таможенный союз – это просто какие лингвистические упражнения, переливание из пустого в порожнее. Чего стоит фраза, что вступление в Таможенный союз станет признаком нашей надежности. А чем мы сейчас ненадежный партнер? А смысл один: Россия хочет оставить нас в сфере своего влияния. Экономики в Таможенном союзе для Украины по сути нет.
Александр Палий, политолог, историк: Украинская власть к визиту Путина готовит сдачу чего-нибудь стратегического
Сейчас так называемая украинская власть готовит очередную сдачу чего-то. Бойко как-то невзначай пару недель назад заговорил о продаже 25% НАК «Нафтогаз», Азаров срочно поручил подумать, что отдать России в обмен на смену формулы газа. Идут опасные торги, и очевидно, что украинская власть нашла, что сдать.
То, что получили после пролонгации пребывания Черноморского флота, уже проедено. Идут поиски, что бы еще сдать и на чем бы еще протянуть с полгода-год. Идет подготовка к сдаче очередного стратегического куска. Полагаю, сейчас дооформятся договоренности в атомной отрасли, там у нас давнее сотрудничество, продолжение которого кажется естественным. Но этапы российского руководства этим не исчерпываются, и у нас будет стоять вопрос по Таможенному союзу и по ГТС. Украину втянут в ТС, и она одномоментно потеряет свои выгоды, связанные с уникальным географическим расположение. Нынешняя власть может за две копейки отдать, и в экономическом смысле нам не будет разницы, находимся мы тут или на Чукотке или в центре Европейского континента.
То есть Путин приедет, чтобы помочь нашей власти изолировать Украину от внешней торговли и выходы не внешние рынки через втягивание в Таможенный союз.
Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»: Таможенный союз – лишь этап для поглощения «Нафтогаза»
Одним из главных «выгод» Таможенного союза, который нам предлагают, называют снижение цены на газ.
Думаю, что снижение цены на российский газ и перспектива отмены нефтяных пошлин, которые озвучивает нам господин Мунтиян, - это не только его личные фантазии, но и отображение интересов определенной группы, которая ставит своей целью переформатирование экономических реалий в соответствии со своими геостратегическими видениями. Подобные подходы отражают интересы России.
Для чего Россия делает Таможенный союз, для чего она реализует другие проекты на постсоветском пространстве? Суть этих проектов – создание максимально комфортных экономических условий для развития России. Россия никогда не заявляла о том, что она будет благотворить своим соседям по постсоветскому пространству. Яркий пример – Беларусь, с которой Россия имеет наиболее «продвинутые» в их понимании формы интеграции. Такие, как членство в Таможенном союзе, ЕврАзЭс, ОДКБ, СНГ и, наконец, Союзное государство. Но длительный конфликт между РФ и Беларусью по поводу пошлин на нефть показывает, что Россия отстаивает только свои интересы.
Поэтому рассчитывать, что условия по снижению цены на газ и отмене пошлин на нефть, как предлагает украинский чиновник, будут приняты Россией к исполнению, - это либо верх наивности либо верх глупости.
Как все происходило в Белоруссии? Сначала Россия выдвигала условия. Если Белоруссия присоединится к ТС, то она, мол, получит беспошлинную нефть. Беспошлинная нефть там появилась, но в количестве одной трети от того объема, который поступал на переработку в Белоруссию. Далее последовало второе условие: когда произойдет полное присоединение к ЕЭП, то Белоруссия сможет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые дает Таможенный союз. В результате таможенная пошлина в Белоруссии не взимается, но появилась некая премия российским поставщикам нефти. Причем размер премии (в отличие от фиксированной пошлины) варьируется по странной формуле и негативно влияет на рентабельность нефтепереработки Белоруссии.
Недавняя история показывает: Россия не будет идти на то, чтобы снижать уровень цены на газ, пока не получит то, что нужно ей. А в этом смысле одного факта присоединения Украины к ТС вовсе недостаточно. Речь пойдет о том, что «Газпром», являясь монопольным поставщиком газа, имеет свои виды на Украину. Путин почти год назад озвучил идею о слиянии, фактическом поглощении «Газпромом» «Нафтогаза». Это и будет платой украинской стороны за дешевый российский газ. Есть политическая плата за дешевый газ, отказ от ЗСТ с Евросоюзом и присоединение к ТС, а есть экономичемкая цена – поглощение НАКа. И если украинская сторона, последует совету Мунтияна и заплатит за газ и экономическую, и политическую цену, то «эра» дешевого газа буде очень кратковременной, максимум два-три года. Газпром просчитает сумму активов НАКа, за которую он, как и за «Белтрансгаз», заплатит низкую цену. И на сумму приобретенного актива будет рассчитан период, на протяжении которого и будет осуществлена поставка газа по некой внутрироссийской цене. Таким образом, по окончании этого периода всегда можно найти обоснование – мол, изменилась ситуация на внешнем рынке, и украинская сторона в соответствии с новыми реалиями должна перейти к оплате за газ, исходя из той конъюнктуры, которая будет интересна российской стороне. Украина при такой плате за преференции лишается суверенитета в нефтегазовом секторе.
Игорь Бураковский, директор института экономических исследований и политических консультаций: Таможенный союз – крайне слабый инструмент модернизации даже для России
Если брать экономические расчеты, которые были проведены Всемирным банком и отдельными экспертами, например, той же Белоруссии, реальный эффект от создания Таможенного союза – сомнителен.
Сам ТС не настолько крупное региональное объединение, поэтому говорить о каком-то гарантированном увеличении товароборота с Украиной не приходится. Цифры Мунтияна о преимуществах Таможенного союза, которые вышли прямо в канун визита, мягко говоря, не являются обоснованными. И если речь идет о переориентации на те или иные рынки, не надо забывать, что мы живем в рыночной экономике. А в рыночной экономике решение, куда лучше идти, принимают рыночные игроки, непосредственно компании – в зависимости от их конкурентоспособности, от соотношения цены и качества их товара. Поэтому такого рода заявления украинских чиновников о переориентации на евразийский рынок не имеют под собой основания. Государство не может переориентировать. Государство может защитить своих товаропроизводителей на тех или иных рынках. А призывы, давайте пойдем туда, а не пойдем туда, мягко говоря, некорректны.
Мы можем говорить об определенных экономических тенденциях, но прямое государственное регулирование в такой сфере неразумно. А уж если речь идет о реальной модернизации украинской промышленности и украинской экономики, то это требует колоссальных инвестиций и колоссальных инноваций. И мы должны отдавать себе отчет: таких инноваций и инвестиций ни в Украине, ни в России, ни в других странах Таможенного союза не существует. Они могут прийти только из третьих стран – либо из ЕС, либо из Китая, либо из других источников.
Я читал российские исследования, где ТС рассматривается как слабенькая альтернатива национальной модернизации самой России. Серьезные эксперты в России хорошо понимают, что Таможенный союз самой России может дать определенный чисто механический успех, но это все равно не решает вопроса глобальной модернизации российской экономики. Тем более не решит проблем на Украине.
Мне кажется, что сама дискуссия является заполитизированной. В настоящее время между Украиной и странами ТС существует соглашение о зоне свободной торговли.
Давайте завершать переговоры о зоне свободной торговли с Европейским Союзом и давайте со странами Таможенного союза будем подписывать документы в новом качестве. А обещания компенсаций в случае нашего вступления в Таможенный союз – это торговля принципами и будущим.