Несмотря на явные изменения к лучшему, в целом мир еще не вышел из всеобщего экономического кризиса. Позитивные факторы перемешаны с рисками, и даже самые опытные эксперты не рискуют делать однозначных прогнозов. Наметилась стабилизация в экономике США – но тревожна обстановка в Европе, вроде бы разобрались с Грецией – но сжимаются рынки в Италии и Испании.
На таком фоне интересно пообщаться с опытными западными экономическими аналитиками. Особенно с теми, кто может себе позволить сказать намного больше, чем топ-менеджеры бизнеса, и тем более, чем госчиновники. Таким откровенным собеседником может быть, например… коллега-журналист – человек опытный и «собаку съевший» на международных экономических процессах. Поэтому ForUm решил поговорить с редактором по Восточной Европе известной британской экономической газеты The Financial Times Нилом Бакли.
– Что нужно Украине для выхода на новый качественный уровень развития?
– Ключевая задача – диверсифицировать экономику. Она по-прежнему слишком зависит от постсоветской структуры промышленности (металлургия, химия, строительство). Диверсификация возможна за счет привлечения новых иностранных инвесторов, а для этого нужны реальные действия по улучшению инвестиционного климата. Пока что об этом говорить сложно. Украина не имеет тех показателей экономического развития, которые соответствуют ее размерам. Все мы ощущаем, что ваша страна недорабатывает в плане достижения показателей экономического развития.
Прямые иностранные инвестиции в Украине в «сухом итоге» вроде бы неплохие – $50 млрд долл. (за все годы независимости. – Ред.), но это намного меньше, чем у партнера по Евро-2012 – Польши. Впрочем, в 2011 г. приток зарубежных капиталовложений в страну составил $4,7 млрд долл. Надеюсь, мы увидим, что сделано и нужно сделать, чтобы улучшить инвестиционный климат.
– В последнее время западные экономисты допускают, что лет через 10-15 Украина может войти в число стран с наиболее быстро развивающимися экономиками. Как Вы относитесь к таким оценкам?
– Чтобы войти в подобную группу или же просто в число наиболее динамично развивающихся стран мира, как раз и нужно диверсифицировать экономику. Для этого необходим солидный экономический рост (5-6%), а также создание нормальной бизнес-среды. Причем это касается не только зарубежных инвестиций, но и малого, среднего бизнеса. Пока что я вижу недостаточное развитие малого бизнеса в стране. Люди не хотят брать на себя риски, не хотят иметь дела с бюрократией, многочисленными регуляторными препятствиями.
Одно из свойств стран БРИКС – динамизм их экономик, скорость роста, темпы, с которыми люди ведут бизнес и запускают новые проекты. Это касается всех уровней бизнеса – в Китае, в Индии, везде мы видим подъем. Это то, что должна учитывать Украина, если она хочет замахнуться на БРИКС.
– Сейчас отношения Киева и Евросоюза не идеальны. Как Вы их оцениваете?
– В целом оценивать не буду, но отмечу: Европа и США сегодня могут позволить себе жесткую реакцию на те или иные действия Киева. ЕС не слишком боится, что его твердая позиция толкнет Украину в объятия Москвы. В любом случае, Запад уже дал понять: если Украина настроена интегрироваться в Европу, парламентские выборы 2012 г. должны быть свободными и справедливыми. И есть основания полагать, что западные страны могут признать выборы и без участия в них некоторых известных оппозиционных фигур – если в остальном все будет прозрачно и справедливо.
– Какие основные события ожидаются в экономике мира и Европы в 2012 г.?
– Крупнейшим вопросом, стоящим перед мировой экономикой, остаются проблемы еврозоны, риски, которые таит в себе европейский кризис. Вопрос в том, как именно повлияет данный фактор на глобальную экономическую динамику. Потому что экономические показатели США очень зависят от европейских. Мало того, от ситуации в экономике Европы реально зависит и динамика на всех основных переходных рынках (англ. emerging markets. – прим. ред.), т.к. Европа – ключевой внешнеторговый партнер.
Ситуация в Евросоюзе сейчас лучше, чем в ноябре-декабре 2011 г. Среди причин этого – стабилизация обстановки вокруг Греции. Риск выхода этой страны из зоны евро и прочие связанные с этим опасности отступили после того, как Европейский центральный банк принял ряд важных шагов по реструктуризации банковской задолженности и повышению ликвидности финансовой системы.
– Трудно ли западному журналисту работать в странах бывшего СССР – и почему?
– Работать намного лучше, когда в таких странах имеешь дело с бизнесом. Компании СНГ, в т.ч. России и Украины, сейчас активно развивают коммуникацию с внешним миром, понимают потребность работать с журналистами. И сейчас ситуация значительно лучше, чем 10 лет назад. Но, к сожалению, общаться с правительством, публичными властями, госчиновниками по-прежнему трудно. Например, по своему опыту я знаю, что Кремль и в целом правительство РФ очень закрыты для коммуникации с иностранной прессой. Остаются в этом плане проблемы и в Украине: власти недостаточно лояльны к зарубежным журналистам. Есть проблемы с аккредитацией, и даже с визами.
Поэтому Украина должна дать внешнему миру четкий позитивный посыл, мессидж. Это важно не только для улучшения имиджа страны, но и, снова-таки, для привлечения инвестиций и для качественного развития экономики.
– Кстати, о России. Какой видится современная обстановка в этой стране?
– На недавних президентских выборах победивший кандидат активно использовал антизападную риторику. Но Западу не стоит «дуться» и отвечать чем-то подобным. Наоборот, имеет смысл активнее протягивать россиянам руку дружбы на всех уровнях социальной иерархии и поощрять перемены в обществе. Одна из первостепенных задач – активнее вовлекать РФ в международные организации и глобальную интеграционную систему, основанную на всеобщих правилах. Запад должен вводить санкции в отношении чиновников, причастных к нарушениям прав человека и другим злоупотреблениям, но в то же время углублять связи с представителями элиты, поддерживающими идеи экономической модернизации.
Самое главное – налаживать контакты с простыми россиянами: расширить программу академических обменов, предоставлять молодежи возможность учиться на Западе. Облегчение визового режима для россиян тоже могло бы принести огромную пользу, хотя Брюссель не спешит принимать меры в этой области, пока Москва не делает ответных шагов.
– А если говорить об экономике?
– В России есть позитивные сдвиги в плане модернизации промышленности, развития перспективных отраслей. Но в целом экономика страны остается ориентированной на сырье, и я бы не сказал, что российское руководство предпринимает какие-то кардинальные шаги для изменения этой ситуации. На таком фоне Украина сейчас даже в более выигрышной позиции: если она твердо решит сближаться с Европой, то получит «льготный» доступ к европейским технологиям и стандартам. И сможет-таки обогнать РФ в качественном развитии, несмотря на свои внутренние сложности.