Совершенно очевидно, что последние урановые маневры Тегерана, осуществляемые при посредничестве Бразилии и Турции, это хитрая уловка. У Ирана остается вполне достаточно обогащенного урана, чтобы изготовить из него бомбу. А он продолжает ускоренными темпами обогащать его до более высокой степени концентрации (20 процентов). Именно по этой причине французское Министерство иностранных дел немедленно заявило, что широко разрекламированная сделка по временной отправке на хранение в Турцию части иранского урана никак не помешает Тегерану продолжить реализацию своей ядерной программы.
Однако она затруднит принятие более весомых санкций. Предложенная Америкой резолюция Совета Безопасности ООН и без того уже до смешного слаба – иранский Центробанк в ней не внесен в черный список, там нет никаких санкций против нефтяной и газовой промышленности Ирана, нет положения о досмотре судов в море без согласия Тегерана. Однако Турция и Бразилия, входящие в настоящее время в состав Совета Безопасности, настолько решительно настроены против санкций, что не хотят даже обсуждать резолюцию. А у Китая есть теперь оправдание для ее дальнейшего ослабления.
Но в этом трюке с экспортом урана заключен более глубокий смысл – это то бесстыдство, с каким Бразилия и Турция прикрывают ядерные амбиции иранских мулл и целенаправленно подрывают усилия США по сдерживанию иранской программы.
Настоящей новостью стала эта уже приобретшая печальную известность фотография: президент нашей крупнейшей в Латинской Америке союзницы Бразилии и премьер-министр Турции, которая более полувека является главной мусульманской опорой НАТО, победно вздымают вверх руки вместе с Махмудом Ахмадинежадом – самым злобным из всех мировых лидеров врагом Америки.
Эта фотография – вызывающий и победный жест под заголовком "На-ка, выкуси, дядя Сэм" – стала убийственным приговором внешней политике Обамы. Она демонстрирует, как находящиеся на подъеме державы, традиционно являвшиеся союзницами США, посмотрев на нынешнюю администрацию в деле, решили, что они ничем не рискуют, вставая на сторону врагов Америки, и ничего не выигрывают, занимая сторону президента США, склонного к постоянным извинениям и примиренчеству.
Они наблюдали за унизительными попытками президента Обамы умиротворить Иран, когда на каждое отвергнутое предложение США отвечали новым предложением о переговорах. Американская уступчивость достигла такой степени, что президент с задержкой, колебаниями и бессильной нерешительностью выразил лишь исключительно риторическую поддержку иранским борцам за демократию, чьи выступления были жестоко подавлены, и чьи призывы к смене режима давали возможность для самого значительного стратегического наступления США в этом регионе за 30 лет.
Они наблюдали за тем, как Америка уступала России, которая восстанавливала свое владычество в Восточной Европе, на Украине (в прошлом месяце она под давлением Москвы согласилась продлить на 25 лет аренду российской черноморской военно-морской базы в Севастополе) и в Грузии (фактическая аннексия Россией территорий Абхазии и Южной Осетии это уже не проблема для Обамы с его политикой "перезагрузки").
Они наблюдали за нашими усилиями по умиротворению Сирии – это агента Ирана в арабской части восточного Средиземноморья; следили, как мы отправляем своего отозванного посла обратно в Дамаск несмотря на то, что Сирия укрепляет свой контроль над Ливаном, снабжает "Хезболлу" "Скадами" и усиливает свою роль главного звена в альянсе Иран-"Хезболла"-ХАМАС. И какова расплата за такое демонстративное презрение к США и их интересам? Еще большая готовность Америки к "взаимодействию".
Они наблюдали за тем, как администрация беспричинно дала пощечину Британии из-за Фолклендов, с каким высокомерием она обращается с Израилем, как поставила подножку Чехии и Польше, с каким безразличием отнеслась к Ливану и Грузии. А в Латинской Америке они видят не только пассивное отношение США к усилиям венесуэльского лидера Уго Чавеса по созданию "боливарианской" коалиции с одновременным углублением военных и торговых связей с Ираном и Россией. Они видят, как Соединенные Штаты активно поддерживают в Гондурасе прочавесовского потенциального диктатора, добивающегося неконституционных полномочий и попирающего демократические институты в стране.
Это не просто ослабление Америки. Это отступление Соединенных Штатов по всем фронтам: Америка признает свой упадок, соглашается с ним и объявляет о нем во всеуслышание, приглашая развивающиеся державы заполнить образующийся вакуум.
Причем это отступление началось отнюдь не по недоразумению. Это целенаправленное, даже принципиальное отступление. Это идеальное осуществление признанной Обамой концепции Третьего мира на тему американских злодеяний, американского неуважения и господства. Именно с этих позиций он хочет добиться искупления для нас и для всего мира. Отсюда его основополагающее заявление на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре прошлого года о том, что "ни одна нация не может и не должна пытаться господствовать над другой нацией" (догадайтесь, кто господствует последние два десятилетия?). Отсюда его отказ от "миропорядка, в котором одна нация или группа людей возвышается над другой" (НАТО? Запад?).
Учитывая политику и принципы Обамы, Турция и Бразилия действуют вполне рационально. Почему бы не прикрыть Ахмадинежада с его ядерными амбициями? А поскольку Соединенные Штаты отступают под натиском Ирана, Китая, России и Венесуэлы, почему бы не застраховаться от рисков? Обаму не надо бояться; от него многого можно добиться, если начать дружить с усиливающимися врагами Америки. В конце концов, они-то действительно верят в то, что друзьям надо помогать, а врагов наказывать.