Большинство аналитиков в Соединенных Штатах хвалят президента США Барака Обаму и то, как его администрация провела обмен шпионами. Напротив, многие в России ругают Службу внешней разведки за бессмысленную, неуклюжую шпионскую операцию, поставившую страну в неловкое положение. Похоже, что оба правительства жаждут выбросить это дело из головы, как можно скорее, но многие вопросы остаются без ответа, пока этот эпизод не стал окончательно частью истории.
Арест 10 россиян, обвиненных в том, что они не зарегистрировались как агенты иностранного правительства – что, будем говорить начистоту, далеко от шпионажа, - и в отмывании денег, менее чем через 72 часа после «саммита чизбургеров» между президентами Обамой и Медведевым, поставил администрацию Обамы в невероятно неловкое положение. Так как администрация Обамы рекламирует свою стратегию перезагрузки как крупный внешнеполитический успех, ей показалось, что нельзя позволить шпионской истории развиваться и дальше, рискуя нанести ущерб двусторонним отношениям. По имеющимся сведениям, Обама был недоволен выбором времени для арестов, и он и его советники хотели, чтобы проблема исчезла, как можно быстрее. Отсюда и обмен 10 российских агентов на четверых россиян, отбывающих суровое наказание за шпионаж.
Кремль также хотел принизить важность инцидента по двум основным причинам: конфуз и страх того, что скандал ослабит Обаму и усилит его критиков в Конгрессе и за его пределами, без восторга относящихся к перезагрузке. Российским лидерам нравится иметь дело с Обамой, но их беспокоят, как написал в феврале министр иностранных дел Сергей Лавров, попытки «правых консервативных сил в США, включая вооруженные силы, разведку и внешнеполитический истэблишмент… вернуться к конфронтационной политике предыдущей администрации». И действительно, часть российских чиновников и аналитиков – а также 53 процента опрошенных на прошлой неделе россиян – поставили выбор времени арестов, сделанный правоохранительными органами США, под вопрос и заявили о подозрениях по поводу антироссийского, правого заговора внутри ФБР и других служб безопасности.
Идея о том, что в ФБР или Министерстве юстиции есть люди, желающие помешать стратегии перезагрузки Обамы, кажется мне абсурдной. Они познакомили Обаму с ситуацией 11 июня, более чем за две недели до арестов, которые были произведены из-за обеспокоенности о том, что один или несколько российских агентов обнаружили, что их прикрытие сорвано.
По сообщениям СМИ, американская сторона быстро предложила Москве идею с обменом. По имеющимся сведениям, директор ЦРУ Леон Паннета предложил своему российскому коллеге список из четырех имен, и российская сторона быстро согласилась. Следует понимать, что очень хорошо, что в рамках этой сделки из тюрьмы были выпущены четверо россиян. Но спешка, с которой была проведена вся эта сделка, тревожна по нескольким причинам.
Во-первых, один из четырех россиян, выпущенных из российских тюрем, Игорь Сутягин, подвергся несправедливому преследованию и лишению свободы в 2004 году за предположительную передачу информации британской фирме, подозреваемой в том, что была прикрытием для ЦРУ. С первого дня Сутягин заявлял о своей невиновности, и то же самое делали Госдепартамент США и правозащитные организации. В рамках обмена Сутягину пришлось подписать признание своей вины, иначе вся сделка провалилась бы, и его бы обвинили в этом. Сутягин и его семья уже пожаловались на давление, оказанное на него российскими чиновниками, по-видимому, в присутствии представителей посольства США, с целью заставить его подписать подобное признание. Его отец заявил в интервью Радио «Свобода», что у Сутягина не было выбора. Вместо того, чтобы поторопиться решить этот вопрос за счет репутации и принципиальности Сутягина, не могла ли американская сторона продержаться еще чуть-чуть, настояв на том, чтобы Сутягина не заставляли признать свою вину в рамках сделки по обмену?
Во-вторых, и это связано с первым, если бы Соединенные Штаты дождались сделки получше, могли ли они договориться об освобождении большего числа россиян, которые, по их мнению, несправедливо содержатся в российских тюрьмах? Хорошо, что отпустили этих четверых, но не мог ли Вашингтон получить больше, если бы так не торопился?
В-третьих, если десятерых россиян обвинили в том, что ни не зарегистрировались как агенты иностранного влияния и отмывали деньги, но не стали предъявлять им обвинения в шпионаже, почему российское правительство так хотело заполучить их назад, в Москву? Не боялся ли Кремль, что арестованные россияне могут проговориться о каком-то более крупном заговоре или впутать в это дело чиновников из российского посольства в Вашингтоне или из миссии России в ООН? Что, если 10 россиян или другие, которых даже не задержали, замышляли нечто большее, чем то, в чем обвинили их власти США? Столь быстро вернув их Москве, администрация Обамы лишила себя возможности получить от них дополнительные данные или использовать их в качестве средства шантажа, чтобы получить от российских властей информацию о том, что они там на самом деле замышляли. Представители правоохранительных органов США утверждают, что знали о деятельности «нелегалов» все, что им нужно было знать. Хотелось бы мне в это верить.
В-четвертых, используя слова профессора Колумбийского университета Стивена Сестановича (Stephen Sestanovich), политика «поймать-и-отпустить», практикуемая правительством США, сводится к предупреждению и отправке домой. Неужели это должно предотвратить нелегальную деятельность, включая шпионаж, других или будущих российских агентов (или агентов из других стран)? Конечно, никого не удивляет тот факт, что русские по-прежнему шпионят за Соединенными Штатами. На самом деле, деятельность российской разведки находится на подъеме, и в наши дни они охотятся не только за государственными тайнами, но и за корпоративными, промышленными и инновационными секретами нашей экономики.
Неуклюжие усилия десяти россиян дали достаточно материала для комиков, но их действия являлись очевидной угрозой интересом США и нарушали американское законодательство. Их присутствие в Соединенных Штатах не было поводом для смеха. Обдумывая варианты действий, администрация Обамы решила немедленно отослать российских шпионов, чтобы не повредить стратегии перезагрузки, и ей удалось обеспечить освобождение Сутягина и троих других россиян. Но могли ли США получить больше? Было ли вынужденное признание Сутягина действительно неизбежным? Было ли в российской операции нечто большее, чем 10 некомпетентных дилетантов? Может быть, Москва хотела, чтобы Вашингтон нашел этих агентов? Возможно, мы никогда не узнаем ответы на эти вопросы.
Дэвид Крамер - старший научный сотрудник Фонда Маршалла "Германия-США". Он занимал пост заместителя госсекретаря по европейским и евразийским делам в администрации президента Джорджа Буша. В данной статье изложена его личная точка зрения.