В июне внезапное разоблачение российских шпионов, безусловно, шокировало многих американцев, считавших, что международный шпионаж — это либо продукт времен Холодной войны, либо голливудская фантазия.
Но специалисты по разведке удивлены отнюдь не были.
«Мы забываем, что такие страны, как Россия, занимаются шпионажем веками, — комментирует Питер Эрнест (Peter Earnest), бывший сотрудник ЦРУ, а ныне директор музея шпионажа в Вашингтоне. — Неправда, что шпионить перестали после окончания Холодной войны, а теперь опять начали. Шпионаж никогда и не прекращался».
Конечно, дипломатические отношения между США и Россией в последние годы улучшились, и, как отметил Эрнест, правительства обеих стран работают друг с другом, молчаливо признавая, что в то же время и шпионят друг за другом.
«Это просто издержки», — считает он.
Раньше профессиональные шпионы в основном помогали правительствам национальных государств следить друг за другом, а теперь их работа заключается преимущественно в отслеживании деятельности террористов и мониторинге СМИ на предмет подозрительных высказываний. На самом деле, как указывают специалисты по разведке, размах шпионских операций после окончания Холодной войны даже увеличился благодаря появлению новых технологий и быстрорастущему спросу на информацию со стороны как частного, так и общественного секторов. На этой неделе в Washington Post была опубликована статья, в которой говорилось, что «порядка 1271 правительственной структуры и 1931 частной компании в десяти тысячах локациях США работают по программам, связанным с противодействием терроризму, безопасностью страны и разведкой». Темой статьи был мир совершенно секретных служб, созданных Вашингтоном после событий 11 сентября.
Вот кто за кем следил в 2010 году.
ПРОЧИЕ СТРАНЫ
Если говорить о шпионаже при государственной поддержке, то, по словам экспертов, США сосредотачивают усилия на шпионаже за Ираном, Северной Кореей и Китаем. Судя по всему, эти страны тоже в долгу не остаются.
По словам Эрнеста, США подвергаются «сотням тысяч» информационных атак ежедневно, причем большинство из них исходят из Пекина.
«Они хотят узнать, как можно преодолеть наши брандмауэры и собрать реальные разведданные. Мы полагаем, что они узнали довольно много», — отмечает он.
Но, конечно, одними компьютерами и спутниками всех задач не решишь. Тайные агенты, подобные тем, которых недавно депортировали в Россию, все еще играют существенную роль в международных шпионских играх, хотя, по словам Эрнеста, количество «нелегалов», скрывающихся в США в настоящее время, определить невозможно.
«Проблема с учетом шпионов заключается в том, что они не поддаются учету по самой своей сути», — считает он.
Даже страны, давно состоящие в союзнических отношениях, иногда шпионят друг за другом. В 2008 году в Израиле было опубликовано сообщение о длительной слежке американцев за израильтянами, в особенности касавшейся их тайного атомного проекта. Было и несколько случаев, когда Израиль шпионил за США, в частности, этим занимался Джонатан Поллард (Jonathan Pollard), аналитик по разведке из США, приговоренный к пожизненному заключению по обвинению в шпионаже.
ТЕРРОРИСТЫ
Эрнест указывает, что многие американцы находятся во власти заблуждения, будто «террористы прячутся в пещерах» и чересчур примитивны, чтобы проводить какие-либо эффективные разведывательные операции. Однако самые опасные шпионы — это те, которые не работают ни на одно из официально признанных государств, которые, во всяком случае теоретически, связаны дипломатическими нормами и международным правом.
Независимые террористические группировки показали свое мастерство в искусстве обмана и сбора информации. По словам Эрнеста, теракт 2008 года в Бомбее «потребовал громадной работы по планированию, а также некоторых технологий, пусть не самых сложных, но очень эффективно примененных». В январе этого года двойной агент «Аль-Каиды» успешно внедрился на базу ЦРУ в Афганистане и подорвал себя, убив семерых агентов и на некоторое время сорвав разведывательные операции Америки в этой стране.
КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ
Шпионаж — это не всегда война и не всегда мировая политика. Собирая материалы для своей вышедшей в 2010 году книги «Брокер, трейдер, юрист, шпион, или Тайный мир корпоративной разведки», - журналист Имон Джейверс (Eamon Javers) узнал о деятельности частных шпионских фирм, которым компании платят за разоблачение обмана конкурентов, слежку за конкурирующими инвесторами и сбор информации, которая может позволить заключить более удачную сделку. Шпионаж получил такое распространение в мире корпораций, что, по данным Джейверса, слияния и поглощения на миллиарды долларов практически никогда не проходят без участия высококвалифицированных шпионов.
Эти фирмы применяют одни из самых передовых технологий в мире (например, лазерную установку, способную записывать разговор за километр, считывая его с тончайших вибраций оконного стекла в офисном здании), а работают в них почти исключительно бывшие сотрудники государственных военных и разведывательных структур — от британской MI5 до российского КГБ. ЦРУ даже ввело правило, по которому штатным аналитикам разрешается «подрабатывать», выполняя заказы крупных корпораций. На дефицит спроса жаловаться не приходится. Как рассказал Джейверсу директор одного хеджингового фонда, с помощью шпионов он следил за всеми членами совета директоров всех компаний, в которые делал вложения.
«Есть целая сеть сотрудников, единственная обязанность которых — следить за перемещениями находящихся в корпоративном владении самолетов», — пишет Джейверс.
За крупными корпорациями шпионят не только конкуренты. Как Эрнест, так и Джейверс отмечают, что за американскими компаниями регулярно следят иностранные правительства.
«У китацев есть крайне сложная система разведслужб, нацеленных на проникновение в наши фирмы, занятые в оборонной сфере и в сфере технологий», — пишет Джейверс. — «Каждая технология, которую им удается украсть, позволяет им не тратиться на изобретение ее заново».
ЧАСТНЫЕ СЫЩИКИ
Появление интернет-технологий преобразовало индустрию частного сыска: теперь акцент делается не на проверке прошлого субъекта (ее можно заказать на любом из десятков тысяч веб-сайтов за невысокую цену), а на слежке.
Президент нью-йоркской фирмы Sherlock Investigations Скипп Портес (Skipp Porteous), утверждает, что значительную часть клиентуры составляют лица, подозревающие супруга или супругу в неверности.
«Мы постоянно получаем звонки от жен, чьи мужья приезжают в Нью-Йорк, обычно в командировку, а жены боятся, что они начнут гулять, — рассказывает Портес. — Они нам платят, а мы собираем улики».
Портес рассказал интересную вещь: в девяноста процентах случаев жены оказываются правы в своих подозрениях, а вот мужья, подозревающие в измене жен, обычно ошибаются.
Агентство Sherlock отправляет на задание команду из двух частных сыщиков, специалистов по «растворению» в толпе и незаметной слежке, которые следуют за подозреваемым в измене и делают фотографии. Однажды некая женщина с Бермудских островов заказала слежку за своим приехавшим в Нью-Йорк мужем, и сыщики сфотографировали его с шестью проститутками одновременно. Жена получила снимок по электронной почте еще до того, как супруг вернулся домой.
Кроме того, благодаря появлению Интернета стало проще незаконно покупать аудио- и видеопередатчики, и на Sherlock обрушилась лавина заказов на очистку помещений от «жучков». Эта услуга особенно популярна среди знаменитостей, уверенных, что папарацци проникли в их дома и автомобили. По мере появления новых технологий, как ожидают эксперты, методы разведки и контрразведки будут становиться все сложнее и сложнее, и у нового поколения супершпионов будет все больше и больше работы.