Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый договор о СНВ: завышенные обещания

© коллаж ИноСМИсша россия снв договр подписание вооружение
сша россия снв договр подписание вооружение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В преддверии надвигающихся промежуточных выборов в Конгресс президент Обама пытается убедить сенаторов ратифицировать новый договор о СНВ. Администрация утверждает, что этот документ не только важен сам по себе, но и станет ступенькой к глобальному ядерному разоружению – «ядерному нулю». Однако решение администрации использовать глубоко ущербный новый договор о СНВ в качестве краеугольного камня политики перезагрузки вряд ли поможет разрешить глобальные проблемы в ядерной сфере.

В преддверии надвигающихся промежуточных выборов в Конгресс президент Барак Обама пытается убедить сенаторов ратифицировать новый договор о СНВ. Его администрация утверждает, что этот документ не только важен сам по себе, но и станет ступенькой к глобальному ядерному разоружению – «ядерному нулю».

Ожидается, что в ноябре большинство в Конгрессе перейдет к республиканцам. Председателя комитета по международным делам российской Думы это заставляет опасаться за будущее договора.

Ряд высокопоставленных американских дипломатов предполагает, что новый СНВ может заложить основу для будущих, более весомых соглашений, способных окончательно остановить распространение ядерного оружия. Заместитель помощника госсекретаря по контролю над вооружениями и проверке соблюдения договоренностей Марси Рис (Marcie Ries) в своем выступлении в ООН назвала соглашение основой для будущего российско-американского сотрудничества и выходом из тупика, связанного с Договором о запрещении производства расщепляющихся материалов. Идея о том, что договор о СНВ – важный шаг к безъядерному миру также, по-видимому, поддерживается рядом аналитических центров.

Например, на прошлой неделе в Институте Брукингса (Brookings Institution) при участии президента Брукингса Строуба Тэлботта (Strobe Talbott), главы Ploughshares Fund Джозефа Сиринсионе (Joseph Cirincione) и старшего научного сотрудника Брукингса и директора Инициативы по контролю над вооружениями Стивена Пайфера (Steven Pifer) состоялась дискуссия, посвященная новому докладу «Следующие шаги по российско-американским переговорам и ядерному нераспространению» («Next Steps on U.S.-Russian Nuclear Negotiations and Nuclear Non-Proliferation»).

Посол Пайфер назвал одним из преимуществ нового СНВ то, что его успех может поставить вопрос о сокращении общего количества ядерных вооружений. При этом он обсудил ряд связанных с документом проблем – в частности скрытность российской бюрократии, не сообщающей общее число ядерных вооружений, а также трудности с переговорами по верификации и с потенциальным российско-американским сотрудничеством по противоракетной обороне, идею которого ранее в этом году поддержал президент Медведев.

Сиринсионе не счел важным нежелание российской бюрократии говорить о количестве тактических вооружений, зато похвалил Россию за ее сомнительное сотрудничество с Соединенными Штатами по иранскому вопросу.

Соавтор доклада Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря и архитектор политики в отношении России во времена Клинтона, считает принятие договора исключительно важным для дела нераспространения ядерного оружия. По его словам, с течением времени ситуация с ядерным оружием в мире продолжает усложняться, поэтому необходимо действовать как можно скорее, чтобы остановить страны, распространяющие ядерные технологии и стремящиеся обзавестись ядерным оружием.

Проблема с этим обсуждением была в том, что его участники изначально исходили из неверных посылок. Решение администрации Обамы использовать глубоко ущербный новый договор о СНВ в качестве краеугольного камня политики перезагрузки отношений с Россией вряд ли поможет разрешить глобальные проблемы в ядерной сфере.

При этом серьезные уступки Москве, на которые в обмен на договор пошла администрация Обамы, могут обеспечить России преимущества в той игре с нулевой суммой, которую она, по мнению Кремля, ведет с Вашингтоном. Как сообщает российское информационное агентство РИА Новости, российский эксперт по внешней политике Сергей Караганов заявил, что Соединенные Штаты де-факто признали за Россией исключительные интересы на постсоветском пространстве.

Отсутствие реакции со стороны администрации Обамы на расширение российского влияния на Украине и на Кавказе, на размещение ракетных комплексов С-300 в оккупированных грузинских областях Абхазии и Южной Осетии, и на постоянное противодействие идеи американско-европейской противоракетной обороны указывает на односторонний характер уступок Вашингтона Москве.

Конечно, своими внешнеполитическими интересами ради неустойчивых российско-американских отношений жертвуют не только Соединенные Штаты: Кремль поддержал санкции Совета безопасности ООН против Ирана, а также блокировал продажу Тегерану ракет дальнего действия С-300 и других вооружений. Кроме того, Россия помогает транспортировать грузы для сил США в Афганистане через Северную сеть поставок. Но при этом Москва загрузила топливо в реактор в Бушере, а на прошлой неделе российские лидеры подписали ядерный контракт с антиамерикански настроенным лидером Венесуэлы Уго Чавесом. Подобно своему другу Махмуду Ахмадинежаду, Уго Чавес уверяет, что ему нужна исключительно мирная ядерная программа, и что атомные бомбы он создавать не планирует.

Вопрос в том, могут ли Соединенные Штаты считать тех, кто помогает ядерной программе Чавеса, дипломатическими партнерами, намеренными добросовестно сотрудничать в рамках нового договора о СНВ.

Николас Народицки – участник программы Heritage Foundation «Молодые лидеры».