Республиканец, представляющий верхушку своей партии, во вторник заявил в сенатской комиссии по разведке, что он против ратификации нового договора СНВ с Россией, поскольку считает, что предусмотренные в нем меры верификации неадекватны; это резко снижает шансы президента Обамы получить одобрение своей деятельности по итогам этого года.
Сенатор Кристофер Бонд (Christopher S. Bond) из штата Миссури, республиканец, вице-президент специальной сенатской комиссии по разведке, заявил, что проверки, устанавливаемые договором СНВ, недостаточны для слежения за ядерным арсеналом России, и что нельзя доверять Москве в том, что она будет соблюдать условия этого пакта.
«Тут нет надежной верификации, - заявил в интервью г-н Бонд. – Их мошенничество документально зафиксировано Госдепартаментом в отношении каждого договора, который мы с ними заключали на протяжении многих лет. Не думаю, что мы здесь много выигрываем».
Белый дом не дал официального ответа; однако чиновники из администрации, пожелавшие, во избежание лишних споров с этим сенатором, остаться анонимными, выразили несогласие с его мнением, заявив, что в своей новой форме система наблюдения сможет обеспечить, по их выражению, «более детальный, чем когда-либо прежде, взгляд» на ядерный арсенал России.
«Те, кто критикуют режим, не слишком углубляются в подробности», - заметило официальное лицо.
Бонд не относится к числу республиканцев, которые Белый дом может надеяться склонить на свою сторону, а между тем, учитывая его роль в осуществлении надзора за системой разведывательных органов и учреждений, его позиция может оказать значительное влияние на коллег по партии. Бонд заявил, что располагает секретной информаций, оправдывающей его скептицизм относительно верификации, и изложил свои сомнения в послании к коллегам. «У меня есть секретный доклад, в котором говорится, почему проверка здесь невозможна», - заявил он.
На прошлой неделе Бонд изложил свою позицию в выступлении на заседании сената; однако он прошло практически незамеченным, пока во вторник о нем не написал Washington Times. Это сообщение совпало по времени с заявлением сенатора Джона Кайла (Jon Kyl) от Аризоны, республиканца номер два в составе сенате и ведущего участника переговоров с администрацией по этому договору со стороны своей партии, о том, что на сессии уходящего состава сената не хватит времени, чтобы уже в этом году рассмотреть договор. В ответ Обама предпринял широкую кампанию, нацеленную на то, чтобы убедить сенат еще до роспуска провести голосование.
Поскольку для ратификации договора необходимо большинство в две трети, Обаме в этом году нужны голоса не менее девяти республиканцев, чтобы обеспечить требуемые 67 голосов; пока же он может рассчитывать только на один голос: голос сенатора Ричарда Лугара (Richard G. Lugar), сенатора от штата Индиана. Если рассмотрение договора отодвинут до следующего года, нужна будет поддержка уже 14 республиканцев, и, как заявили официальные лица из Белого дома, они опасаются, что такая отсрочка окажется фатальной для этого соглашения. Демократические лидеры сената заверили, что в будущем месяце выдвинут договор на пленарное голосование.
Белый дом не отказался от идеи переубедить Кайла, признав, что без него привлечь на свою сторону достаточное количество республиканцев может оказаться невозможно. В обмен на уступку в отношении договора Кайл настоял на значительных инвестициях в модернизацию ядерно-оружейного комплекса. Администрация пообещала выделить 85 миллиардов долларов в ближайшие десять лет, однако г-н Кайл хочет дополнительных гарантий, что этих денег будет достаточно, и они действительно будут выделены.
В минувшие выходные Обама заявил, что разговаривал с г-ном Кайлом, пытаясь разрешить его сомнения, а вице-президент Джозеф Байден Младший (Joseph R. Biden Jr.), в дополнение к этому, говорил с ним на этой неделе по телефону.
Договор вызвал раскол среди республиканцев. Кое-кто из них, как, например, Митт Ромни (Mitt Romney), потенциальный кандидат в президенты, открыто высказался против договора; однако ряд влиятельных республиканцев, занимающих официальные посты в области национальной безопасности, поддерживают договор. В числе последних - бывшие госсекретари Генри Киссинджер, Джеймс Бейкер III (James A. Baker III) и Джордж Шульц (George P. Shultz).
Патрик Бьюкенен (Patrick Buchanan), консервативный комментатор, работавший вместе с Ричардом Никсоном и Рональдом Рейганом, во вторник написал в своей колонке, что оба эти президента поддержали бы нынешний договор.
«Только тот факт, что этот договор – «договор Обамы», вовсе не означает, что он не соответствует интересам Америки, - пишет Бьюкенен. – Если республиканцы загубят новый договор СНВ, и Владимир Путин ответит тем, что воспользуется неприятием США, чтобы подстегнуть российский национализм, чтобы затем покончить с «перезагрузкой» и вернуться к политике сотрудничества с врагами Америки, от Пхеньяна до Тегерана и до Каракаса, - захочет ли Республиканская партия нести за это ответственность?».
В соответствии с договором, обеим сторонам запрещено разворачивать более 1550 стратегических боеголовок и 700 ракет-носителей; кроме того, будут возобновлены проверки, которые прекратились в декабре прошлого года, когда истек срок действия первоначального договора.
По условиям нового договора, каждая сторон может провести на месте 18 проверок в год вместо 29, дозволенные условиями прошлого договора. Официальные лица из администрации, включая высокопоставленных генералов Пентагона, заявляют, что пересмотренная система проведения проверок более эффективна, и что теперь нужно будет вести постоянное наблюдение всего за 35 российскими объектами, а не 70, как это было в период существования Советского Союза.
По словам официальных лиц, новая система проверок, разработанная силами прежних инспекторов, должна была использовать многолетний опыт работы для увеличения прозрачности. Помимо прочего, каждая ракета и каждый стратегический бомбардировщик должны получить уникальный идентификационный знак. Каждая сторона должна обеспечить подробный инструктаж для другой стороны, выходящий за рамки требований верификации по прошлому договору. Инспекторы должны иметь реальную возможность подсчитать, сколько боеголовок смонтировано на каждой ракете, что не было предусмотрено условиями прошлого договора.
Официальные лица из администрации отмечают, что, если договор не будет ратифицирован, не будет и проверок, и ссылаются на одобрение договора Джеймсом Клаппером (James Clapper), директором по делам национальной разведки, который недавно заявил: «Если смотреть только с точки зрения спецслужб, будет нам лучше с ним или без него? Лучше будет с ним».
Отчет Госдепартамента за летний период зафиксировал ряд споров с Россией по вопросам соблюдения условий исходного договора по контролю вооружений START; в ряде случаев спорные вопросы были урегулированы, а в ряде остались неразрешенными, когда пакт утратил силу, что вызывает тревогу среди критически настроенных лиц относительно того можно ли доверять России. В то же время, в выводах доклада говорится, что Россия в целом соблюдала «центральные ограничения» договора.
Сенатор Джеймс Риш (James Risch) от штата Айдахо, республиканец, 16 сентября на заседании сенатского комитета по иностранным делам США проголосовал против договора, заявив, что он видел вызывающие тревогу разведданные, касающиеся этого договора. Официальные лица из администрации во вторник заявили, что вопросы верификации договора СНВ не находятся в ведении разведслужб, и не изменили своих выводов относительно разведывательных органов и учреждения о договоре.
По словам Бонда, 15 сентября он отправил секретное письмо г-ну Лугару и сенатору Джону Керри (John Kerry) из Массачусетса, председателю комитета демократической партии, а остальным сенаторам разослал копии; в письме он изложил свои сомнения относительно процесса верификации. Официальные лица из администрации заявили, что возражения, о которых говорится в письме Бонда, не связаны с разведданными, о которых упоминал Риш .
В своём интервью во вторник г-н Бонд заявил, что Россия по условиям нового договора СНВ получает больше, чем Соединенные Штаты Америки, и что Москва может, к тому же, многими путями обойти ограничения, накладываемые договором. Ценность возобновления проверок, по его словам, не настолько велика, чтобы оправдать заключение этого договора. Соединенные Штаты Америки «получают в результате этого договора некоторые скромные выгоды, совершенно, впрочем, недостаточные, - заявил он. – Ощущение безопасности, которое дает этот договор, ложное, и, в частности потому, что они нарушали условия каждого договора».