Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США поддались на шантаж России

Недавние переговоры касались не столько партнерства, сколько возвращения былого могущества

© РИА Новости. Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкСовместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Барака Обамы
Совместная пресс-конференция Дмитрия Медведева и Барака Обамы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор, как президент Обама начал свою кампанию по разрядке напряженности в отношениях с Москвой, Вашингтон постоянно «прогибается» перед Россией, стараясь заручиться ее поддержкой в насущных вопросах безопасности. Теперь хозяева Кремля считают себя незаменимыми и хотят извлечь максимум пользы из своего выгодного положения.

С тех пор, как президент Обама начал свою кампанию по разрядке напряженности в отношениях с Москвой, Вашингтон постоянно «прогибается» перед Россией, стараясь заручиться ее поддержкой в насущных вопросах безопасности. Теперь хозяева Кремля считают себя незаменимыми и хотят извлечь максимум пользы из своего выгодного положения. В первую очередь Россия стремится нейтрализовать НАТО и минимизировать влияние США на мировом уровне.

С точки зрения Кремля НАТО остается угрозой, но не потому, что оно дестабилизирует Россию, а потому, что препятствует реализации ее имперских амбиций. Президент Дмитрий Медведев шантажирует НАТО, заявляя, что в случае расширения альянса в восточном направлении прекратит всякое сотрудничество с Западом. Несмотря на прозвучавшие на недавно прошедшем саммите в Лиссабоне возвышенные заявления, расширение НАТО застопорилось на неопределенный период, застыв на восточных границах Польши.

Вдобавок к этому Москва стремится получить право вето на размещение войск в новых странах НАТО. Москва хочет, чтобы НАТО обязалось не размещать в них более чем по 3 тысячи солдат, а в случае необходимости выслать подкрепления в кризисной ситуации чтобы требовалось специальное разрешение России. По сути дела — альянсу придется спрашивать разрешения Москвы на вмешательство в случае, если Россия нападет на страну НАТО.

Кроме того, Москва получила приглашение участвовать в программе противоракетной обороны НАТО и воспользовалась этим, чтобы посеять раздор на континенте. Медведев предложил разбить Европу на два сектора «военной ответственности» с целью защиты их от ракетного удара, и чтобы один сектор контролировался НАТО, а другой — Россией, причем в этот сектор входили бы все бывшие советские республики. В этом контексте сотрудничество с Россией по Афганистану, Ирану и режиму нераспространения ядерных вооружений будет зависеть от того, пойдет ли Запад на стратегические уступки России и признает ли за ней право иметь сферу влияния в Евразии.

Однако, покуда Москва пытается нейтрализовать НАТО, Республиканская партия в США набрала немало голосов на выборах в Конгресс и начала вставлять ей палки в колеса. Вне зависимости от того, ратифицирует ли уходящий состав Сената новый договор СНВ о ядерном разоружении, примирение между США и Россией уже разоблачено — это неравное партнерство, основанное на шатком фундаменте.

СНВ, как предполагается, должен символизировать превращение России в ответственного участника мировых процессов, но республиканцы утверждают, что заключение договора осложнит для США процессы развития противоракетной обороны и модернизации ядерных войск. Российское руководство тоже не улучшает ситуации, грозя «значительными последствиями» и новой гонкой вооружений в случае, если СНВ не будет ратифицирован. Откровенно признавая, что Москва шантажирует Белый дом, министр обороны Роберт Гейтс сказал, что Россия может перерубить канал снабжения войск НАТО в Афганистане, проходящий через ее территорию, если договор не пройдет ратификации. Также Россия может отомстить, отозвав свое согласие на санкции в отношении атомного проекта Тегерана.

Но стратегическое партнерство не может строиться на шантаже и бахвальстве. Широкие дебаты, начавшиеся с обсуждения договора СНВ, проливают новый свет на амбиции Кремля. Безусловно, Москва воспользовалась моментом примирения между США и Россией и добилась от Вашингтона уступок по стратегическим вопросам, в частности, сокращения участия США в процессах, происходящих в тех регионах, где Россия претендует на наличие у нее «привилегированных интересов», в частности, в черноморском, закавказском и среднеазиатском регионах.

Медведевский «империализм с человеческим лицом» — это улучшение отношений с Западом, но только ради того, чтобы Запад поделился технологиями и сделал инвестиции, нужные для модернизации и экономического развития страны. Ведь в этом случае Россия сможет более успешно преследовать свои трансрегиональные амбиции. Заблуждения Запада ведут к покорности. Москва манипулирует стереотипами об исламских террористах и убеждает всех, что борется с джихадизмом на Северном Кавказе и возле своих границ. В результате этого имеют место многочисленные нарушения прав человека службами безопасности России, и страны Запада их по большей части игнорируют, что позволяет Кремлю безнаказанно бороться с движениями за независимости внутри Российской Федерации.

В случае с Ираном Москву не удовлетворяет перспектива примирения между США и Ираном, так как это уменьшило бы влияние России на Ближнем Востоке. Для России Иран — это не только тактический союзник в игре против США, но и потенциальный соперник (в случае, если США и Иран помирятся). Россия пользуется экспортом энергоносителей как оружием в политической борьбе против соседних государств, но если Запад снимет санкции на экспорт иранской нефти, то это частично свяжет ей руки.

В случае с Афганистаном Россия не хочет победы США. Успех НАТО даст США большое влияние по всей Средней Азии. Чем основательнее Вашингтон увязает в Афганистане, тем меньше ресурсов ему удастся выделять на размещение в соседних с Россией странах, и тем настойчивее Медведев будет предлагать выстроить новую схему обеспечения безопасности в Евразии, которая дала бы Кремлю право накладывать вето на решения, принимаемые НАТО.

Также мы должны пересмотреть общепринятое убеждение, что улучшение отношений между США и Россией выгодно для всех постсоветских республик. На самом деле, примирение между нашими странами может повлечь за собой две негативных тенденции. Во-первых, они может возникнуть серьезное беспокойство, что Вашингтон бросил на произвол судьбы национальные интересы незащищенных соседей России. Из-за того может произойти либо ухудшение их отношений с Россией из-за эскалации страха перед установлением ее господства, или, как произошло, например, на Украине, увеличение степени покорности властей Москве и поляризация и радикализация внутриполитического процесса.

Во-вторых, Москва может осмелеть, сочтя, что Вашингтон игнорирует интересы безопасности своих союзников и партнеров ради сотрудничества c Россией. Кремль уже испытал терпение Вашингтона, совершив ряд самоуверенных шагов, в частности, построил военные базы на оккупированной территории Грузии, продлил срок присутствия российского военного флота на Украине и заставил Белоруссию и Азербайджан подчинить свои экономические интересы интересам России. Так что надо не проводить очередные «перезагрузки», а, возможно, сделать «апгрейд», чтобы лучше понимать мотивы Москвы.

Януш Бугайский заведует кафедрой имени Лаврентиадиса в Центре стратегических и международных исследований. Недавно он опубликовал книгу «Грузинские уроки, или Конфликт интересов России и Запада в Большой Европе» (изд-во CSIS Press, 2010)