Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-за спора шедевры искусства из России в Америку не попадут

© flickr.com/BooRad0859Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке
Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Государственные музеи России, в том числе, санкт-петербургский Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, отказались отправлять свои экспонаты на американские выставки, хотя это было запланировано уже давно. Сделали они это в ответ на решение американского судьи по делу о еврейских религиозных документах, находящихся в России.

Несколько картин таитянского периода Гогена, скорее всего, не попадут на крупную выставку его работ, которая откроется в этом месяце в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Не попадет туда и полотно венецианского художника Каналетто, а также картины его противников. А небольшая, но важная выставка знаменитых картин Сезанна «Игроки в карты», которая открывается на следующей неделе в нью-йоркском музее искусств Метрополитен, наверняка будет неполной.

Причиной отсутствия этих и других шедевров на важных выставках стал малопонятный юридический спор, превратившийся в полномасштабную дипломатическую распрю между Соединенными Штатами и Россией.

Государственные музеи России, в том числе, санкт-петербургский Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, отказались отправлять свои экспонаты на американские выставки, хотя это было запланировано уже давно. Сделали они это в ответ на решение американского судьи по делу о еврейских религиозных документах, находящихся в России.

Этот отказ весьма необычен. Десятилетиями обмен шедеврами искусства между странами был основой успеха многих крупных и высокодоходных выставок, и такие обмены между американскими и российскими музеями были обычным делом. Только Метрополитен с 1990 года брал работы из российских заведений примерно для 40 выставок. Но сейчас он, как и Национальная художественная галерея, отчаянно пытается хоть как-то заполнить те бреши, которые образовались в широко разрекламированных экспозициях.

«Мы оказались в западне политической ситуации, которая возникла не по нашей вине», - говорит директор музея Метрополитен Томас Кэмпбелл (Thomas P. Campbell).

Дипломаты в Вашингтоне и Москве пытаются договориться и найти выход, но пока такие попытки успехом не увенчались.

Юридический спор возник из-за так называемой библиотеки Шнеерсона. Это коллекция из 12000 книг и 50000 религиозных документов, собранных за два столетия движением хасидов «Хабад-Любавич». Собирали они ее до Второй мировой войны, и теперь она хранится в России.

Десятилетиями организация «Хабад», штаб-квартира которой расположена в Бруклине, пытается вернуть эту библиотеку, заявляя, что советская власть после войны захватила ее незаконно.

В 1991 году московский суд принял постановление о передаче библиотеки организации «Хабад». Но после этого произошел распад Советского Союза, и российские власти решение отменили. Теперь правительство России заявляет, что хочет сохранить библиотеку для российских евреев и для ученых.

Несколько лет назад организация «Хабад» подала иск в суд в Соединенных Штатах, и 30 июля 2010 года федеральный судья окружного суда Вашингтона Ройс Ламберт (Royce C. Lamberth) вынес решение в пользу «Хабад», постановив, что Россия должна вернуть все документы Шнеерсона, хранящиеся в Российской государственной библиотеке, в Российском военном архиве и в других местах.

Российские представители отказались от участия в процессе, заявив, что это дело не находится в юрисдикции американских судов. А когда судья Ламберт вынес свое решение, российский МИД осудил его, назвав постановление нарушением норм международного права. Министерство заявило, что американский суд не вправе вести это дело, касающееся российской собственности, находящейся на территории России.

Представители российских ведомств культуры реагировали медленнее. Но к осени они начали предупреждать государственные музеи России о том, что на передаваемые США на временной основе художественные произведения может быть наложен арест, чтобы вынудить российские власти выполнить судебное решение.

В данном в понедельник интервью адвокат организации «Хабад» подтвердил, что может обратиться в суд с просьбой о конфискации предметов искусства из России в качестве юридического залога.

Американские дипломаты пытаются убедить российские власти в том, что по законам США предоставленные на время проведения выставок художественные произведения из России конфискации не подлежат. Но российских чиновников их заявления не убедили, и они заявляют, что хотят получить юридические гарантии, и лишь после этого смогут возобновить такую передачу.

Спор этот вызвал раздражение в Москве, где власти еще с советских времен очень болезненно относятся, по их собственному выражению, к «вмешательству во внутренние дела России со стороны других государств».

«Эта коллекция из Российской государственной библиотеки вообще ни разу не покидала пределы России, - заявил в январе министр культуры Александр  Авдеев, выступая на радиостанции «Эхо Москвы». – Она находится здесь на законных основаниях, и мы являемся ее собственниками».

«Мы выполнили все юридические условия, пытаясь объяснить суду и американской общине, что вопрос этот, друзья мои, подпадает под действие норм международного права, а не американского внутреннего законодательства, - сказал Авдеев. – По нормам международного права существует государственная юрисдикция, а если вы хотите предъявить нам иск, что ж, прекрасно - предъявляйте его на территории России».

Пресс-атташе посольства США в Москве Дэвид Сифкин (David Siefkin) заявил, что по мнению американских дипломатов, есть возможность для достижения договоренности, которая позволит и дальше осуществлять обмен произведениями искусства.

«Мы заверили россиян, что американское законодательство на протяжении последних 45 лет гарантирует иммунитет от судебного преследования для всех произведений искусства, привезенных на выставки в США из иностранных государств, - сказал Сифкин. – И на протяжении 45 лет все художественные произведения такого рода, включая российские, благополучно возвращались домой».

Но российские чиновники и руководители музеев заявляют, что хотят от американского правительства новых, более строгих и надежных мер правовой защиты. По их словам, решение судьи Ламберта продемонстрировало, что американские суды определенным образом превышают свои полномочия, и что это может привести к конфискации произведений искусства из России. Пока такие меры не приняты, художественные произведения из России посылаться в США не будут, сказали он.

«Соединенные Штаты  не хотят давать нам полных гарантий того, что наши работы будут возвращены, - говорит пресс-секретарь Эрмитажа Лариса Корабельникова. – Поэтому пока мы воздерживаемся от отправки. Вы хотите увидеть эти экспонаты, и мы действительно были бы рады показать их вам. Это просто очень неприятная ситуация».

В предстоящие месяцы из-за этого спора пострадают четыре выставки. Это экспозиция картин Сезанна «Игроки в карты» и выставка «Комнаты с видом: открытое окно в 19-й век», которые пройдут в Метрополитен; а также выставки «Гоген: творец мифов» и «Венеция: Каналетто и его соперники» в Национальной художественной галерее. Директор галереи Эрл Пауэлл III (Earl A. Powell III) говорит, что он тоже пытался успокоить русских с их опасениями.

«Мы работаем над этим вот уже три недели, разговаривая с нашими коллегами в России, чтобы они четко поняли, что иммунитет от конфискации в США действует, - сказал Пауэлл. – Это вызывает разочарование».

Представители «Хабад» также говорят о разочаровании. Адвокат Гроссман, представляющий интересы этой организации, рассказывает, что они обратилась в американский суд, поскольку в российском суде беспристрастного слушания дела не получилось.

По его словам, эта коллекция представляет собой драгоценное собрание книг и рукописей, написанных несколькими поколениями лидеров «Хабад», в том числе, ребе Менахемом Менделем Шнеерсоном, в честь которого и названа коллекция.

«В них рассказывается о философии, о законах, об обычаях и культуре хабадской ветви ортодоксального иудаизма», - объясняет Гроссман.

На протяжении десятилетий, говорит он, «эти документы находились в хранилищах, не представляя никакого интереса для русских. Во время Второй мировой войны нацисты разграбили библиотеку и увезли ее в Польшу. Русские отобрали эту коллекцию у нацистов. Они отправили ее на хранение в подвалы музеев и военных архивов».

Гроссман подверг критике российские власти за их отказ отправить на выставки обещанные произведения искусства. «Это нелепая позиция, - заявил он. – Этими действиями они наносят вред самим себе и любителям искусства всех Соединенных Штатов».

Но отвечая на вопрос о том, не думал ли он о конфискации некоторых из этих произведений, Гроссман сказал: ««Хабад» будет использовать любые имеющиеся у него в распоряжении законные средства, чтобы добиться исполнения судебного постановления. Без исключений».