Санкт-Петербург – Министр обороны США Роберт Гейтс прибыл в понедельник в Россию, предприняв последнюю личную попытку снизить обеспокоенность Москвы по поводу системы противоракетной обороны в Европе, а также расширить военное сотрудничество, претерпевшее существенное развитие со времен холодной войны, когда Гейтс возглавлял ЦРУ.
Гейтс, который может этим летом уйти в отставку, заявил приехавшим вместе с ним журналистам, что содействие России в афганской войне, а также российская поддержка резолюций Совета Безопасности ООН против Северной Кореи и Ирана подчеркивают, насколько существенно укрепилось в последние годы сотрудничество. Россия воздержалась во время недавнего голосования в ООН по вопросу военной интервенции в Ливии, по сути дела, дав добро на проведение наступления силами союзников.
«Мы уже на протяжении 40 с лишним лет ведем с Россией тот диалог, который я только пытаюсь начать с Китаем», - заявил Гейтс репортерам перед посадкой в Санкт-Петербурге.
Выступая перед офицерами Военно-морской академии им. Кузнецова во время посещения Центрального военно-морского музея, Гейтс сказал, что террористическая угроза безопасности в 21-м веке создала новые возможности для сотрудничества между США и Россией.
Оба государства признают, сказал он, что «попустительство терроризму, ослабляющему одну страну, не создает новые возможности для другой страны, а в конечном итоге усиливает опасность для всех».
Специализировавшийся на России Гейтс, значительную часть своей карьеры посвятил работе в ЦРУ – вначале как сотрудник управления, а затем и как его директор. Он занимался теми угрозами, которые представлял бывший Советский Союз. Гейтс совершил четыре поездки в Россию в качестве министра обороны. Он сказал, что последний раз был в Санкт-Петербурге в 1992 году, впервые приехав в этот город в качестве директора ЦРУ.
Свой последний визит он совершает в момент, когда Соединенные Штаты и Россия продолжают спор и борьбу по поводу деталей и вопросов координации европейской системы ПРО, которая будет направлена на противодействие будущим угрозам со стороны Ирана. Россия резко возражает против этого плана, который уже осуществляется в настоящее время, и включает на начальном этапе ракеты-перехватчики корабельного базирования и радиолокационные установки. Позднее в текущем году к этой системе прибавятся радары наземного базирования в южной части Европы.
В соответствии с этим планом из четырех этапов, в течение предстоящего десятилетия радары наземного и морского базирования, а также ракеты-перехватчики будут размещены в нескольких местах Европы.
Гейтс должен встретиться с рядом высокопоставленных российских руководителей, в том числе, с министром обороны Анатолием Сердюковым, который заявил в прошлом месяце, что система ПРО может ослабить российские силы ядерного сдерживания.
Москва по-прежнему скептически относится к настойчивым заявлениям США о том, что система ПРО не нацелена на российские ракеты и не может быть использована в ущерб интересам безопасности России.
Говоря об изменениях в российско-американских отношениях за годы своей карьеры, Гейтс отметил, что они совершили переход от жестокого соперничества к бюрократическому братству. Сейчас, заявил министр, у США и России есть общая цель – это битва за модернизацию своих вооруженных сил в условиях роста стоимости вооружений и графиков реализации контрактов, которые никогда не выполняются.
По его словам, интересы двух стран будут и впредь различаться, однако они усвоили один важнейший урок из прошлого: надо избегать недоверия и непрозрачности, которые способны вызвать опасные последствия.
Признавая, что у России остаются сомнения по поводу ПРО, Гейтс сказал слушателям академии, что обе страны твердо нацелены на урегулирование разногласий и на перспективное сотрудничество в целом ряде вопросов, включая обмен информацией о пусках, создание центра обработки данных и проведение совместного анализа.