Одним из знаков того, насколько хорошими стали отношения между Россией и Соединенными Штатами, оказался тот факт, что министр иностранных дел России Сергей Лавров провел три дня в Вашингтоне на встречах на высшем уровне и при этом не привлек много внимания американских СМИ. Двусторонние отношения, может быть, наконец превращаются, хотя бы на настоящий момент, в более взрослые, почти нормальные отношения между двумя великими державами, у которых есть общие интересы, а также ограниченные области разногласий.
Лавров обсудил с американской стороной целую серию важных вопросов, включая Сирию, Ливию, Иран, Корею, Афганистан, Южный Судан, терроризм, палестино-израильский мирный процесс, ООН и даже Аляску и Берингов пролив, разделяющий две страны. Но, в отличие от предыдущих лет, данные переговоры, которые Лавров проводил с президентом Бараком Обамой, госсекретарем Хиллари Клинтон, а также несколькими американскими сенаторами и лидерами бизнеса, были больше похожи на воспитанный обмен взглядами, чем на шумную конфронтацию. Даже непростой вопрос европейской системы ПРО, кажется, выглядит менее проблематичным для общих взаимоотношений между странами.
Кажется, что Лаврову лучше удается ладить с Клинтон, чем с ее предшественницой Кондолизой Райс - во время подписания двусторонних соглашений дипломаты обменивались комплиментами. Среди подписанных соглашений - обновление соглашения сотрудничества между российскими и американскими учеными для совместного изучения последствий радиации, особенно влиянии радиации на заболеваемость раком; соглашение о более безопасном воздушном сообщении между странами путем усиления обмена информацией, а также соглашение, финализирующее совместную попытку запланированной на 2018 год утилизации 34 метрических тонн избыточного оружейного плутония в каждой стране.
Лавров и Клинтон также объявили, что они завершили переговоры о соглашении по деловым визам, но потребуется еще несколько месяцев, чтобы закончить подготовку текста документа. Лавров даже высказал идею о введении безвизового режима между странами, но это выглядит маловероятно, учитывая иммиграционные законы США и обеспокоенность законопорядком.
Из всех документов двустороннее соглашение об усыновлении детей, подписанное в среду, скорее всего, будет иметь самый сильный эффект в краткосрочной перспективе. Россия, в которой произошел рост числа сирот в последние годы, остается вторым после Китая крупнейшим источником детей для усыновления для американских родителей. Но скандал в апреле 2010 года, когда американская приемная мать отправила семилетнего приемного сына обратно в Россию на самолете в одиночестве, приложив записку, сообщавшую, что мальчик является психологически нестабильным, вызвал негодование среди россиян. И это несмотря на то, что более 60 тысяч российских сирот, увезенных за последние двадцать лет в США, в целом оказались в лучших, чем в российских детских домах, условиях.
Новое соглашение направлено на более тщательный отчет, мониторинг и прозрачность у правительств, а также семей, в отношении детей до и после усыновления. Соглашение запрещает деятельность в России не одобренных правительством страны агентств, а также позволяет усыновленным детям сохранять двойное российско-американское гражданство до 18 лет.
Лавров казался неожиданно беззаботным в вопросе неспособности НАТО и России договориться о европейской системе ПРО. Ранее в июле он признался, что НАТО, скорее всего, не примет предложение президента России Дмитрия Медведева о секторальной системе ПРО. Обращаясь к данной проблеме, а также различиям стран в вопросе контроля обычного вооружения в Европе, Лавров отметил на совместной с Клинтон пресс-конференции, что «в сравнении с предыдущими годами, мы расцениваем эти проблемы как решаемые, и мы понимаем, что в некоторых сферах у нас не схожие интересы. Но мы преследуем одинаковые цели, и мы поддерживаем диалог о том, как лучше достичь этих целей».
Позже Лавров заявил российской прессе, что, каким бы ни был вопрос, система ПРО не может быть единственным вопросом, определяющим российско-американские отношения. Он добавил, что против этого «раздражителя» нужно ставить хорошие личные взаимоотношения между двумя президентами, эффективность российско-американской президентской комиссии, которую он возглавляет вместе с Клинтон, и прошлогоднее подписание договора СНВ-3.
Возможно, неспособность договориться о системе ПРО объясняет неожиданное предложение Лаврова возобновить переговоры по ядерному оружию с Ираном. Во время презентации в российском посольстве он призвал к пошаговому подходу, в результате которого международное сообщество отменит или сократит жесткость многочисленных санкций против Ирана, если получит удовлетворительные ответы со стороны Тегерана на многочисленные вопросы МАГАТЭ о прошлой и нынешней ядерной деятельности в стране. Если такой подход будет принят, то он будет напоминать метод «действие за действие», который использовался на шестисторонних переговорах, по условиям которых Северная Корея должна получать поощрение за каждый шаг, сделанный в направлении ядерного разоружения.
Но данный подход не оправдал себя в Северо-Восточной Азии, где процесс имел обратный эффект, когда Пхеньян своими плохими поступками вызывал противодействие со стороны Вашингтона и его союзников. Неясно, станет ли подобный подход более эффективным в отношении Ирана. Клинтон заявила, что США отправят в Москву команду для обсуждения предложения России, несмотря на то, что иранцы, которые утверждают, что уже предоставили МАГАТЭ всю необходимую информацию для доказательства непричастности Ирана к обвинениям в разработке ядерного оружия, уже отказались от предложения Лаврова.
Во время июньского саммита ШОС Лавров пожаловался, что мир оставил иранскую проблему, так как обеспокоен развитием ситуации в других местах мира. «Эта проблема сейчас как бы ушла на второй план, поскольку другие участники переговорного процесса, видимо, слишком заняты Ближним Востоком и Северной Африкой», - заявил Лавров, что оказалось не таким уж завуалированным намеком в отношении операции НАТО в Ливии, против которой выступают много россиян. «Мы, хотя тоже весьма озабочены тем, что происходит в этом регионе, считаем неправильным забывать про тот тупик, который сохраняется вокруг иранской ядерной программы», - сказал он.
На саммите Лавров и Медведев заявили иранскому президенту Махмуду Ахмадинежаду, что Тегеран должен возобновить переговоры, напомнив Ахмадинежаду, что Иран не может стать полноправным членом ШОС до тех пор, пока санкции ООН действуют. Согласование обязующих ограничений на программы по развитию ядерных и ракетных технологий Ирана может избавить НАТО от необходимости установления системы ПРО в Европе, которая вызывает в России обеспокоенность в связи с возможной угрозой для российского ядерного вооружения.
Если посмотреть вперед, российско-американской дипломатии в ближайшие месяцы может быть выгодно меньше концентрироваться на безопасности и уделить больше внимания экономическим связям, которые остаются на разочаровывающе низких уровнях. Двусторонний товарооборот в 2010 году составил всего 23,5 миллиарда долларов, а прямые американские инвестиции в Россию составили лишь 6,7 миллиарда долларов.
На совместной пресс-конференции Клинтон вновь выразила поддержку вступлению России во Всемирную торговую организацию, что могло бы помочь увеличить эти показатели. Россия пытается вступить в ВТО с 1993 года и является крупнейшей экономикой за пределами организации, в которой состоят 153 страны. Но споры между Россией и нынешними членами, а также споры внутри российского правительства затрудняют процесс вступления.
Российско-американские связи могут потребовать большего времени для преодоления искажений, введенных холодной войной, но новое желание Москвы преуменьшить диспут в отношении системы ПРО, если продолжится, может привести к сглаживанию более конфликтных вопросов в недавних отношениях между двумя странами.