Поправка Джексона-Вэника, принятая конгрессом США в 1974 году и вводившая ограничения на торговлю с СССР из-за отсутствия там свободы эмиграции, давно перестала быть актуальной, но перспективы ее отмены остаются неопределенными. При этом отмена поправки отвечает интересам американского бизнеса. К таким выводам пришли участники семинара, состоявшегося в Совете Карнеги в Нью-Йорке.
Бывший посол США в Москве Джек Мэтлок не понимает, почему поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле не была отменена еще в 1991 году, когда Верховный Совет РСФСР одобрил «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», гарантировавшую свободу передвижения. «Мы использовали поправку Джексона-Вэника для оказания жесткого давления на советское правительство не только с тем, чтобы добиться выезда советских евреев, но и для обеспечения свободы передвижения в целом, – поделился Мэтлок своими воспоминаниями. – Однако в 1991 году мы выдали советским гражданам около 70 тысяч виз, и к тому временем препятствием для их переезда в США стали уже не действия Кремля, а американские квоты».
«Анахронизмом» назвал поправку Джексона-Вэника Джерри Гудман, бывший исполнительный директор американской Национальной конференции в поддержку советских евреев. Он подчеркнул, что поправка была эффективным инструментом в борьбе за право советских евреев на эмиграцию в 1970-х годах, но сегодня этот вопрос не актуален. По словам Гудмана, еврейская община США готова поддержать отмену поправки.
Джек Мэтлок считает, что поправку Джексона-Вэника должен был отменить еще президент Джордж Буш-старший. Сегодня поправка продолжает формально распростаняться на Россию, хотя с 1989 года США ежегодно вводили мораторий на ее действие. Россия неоднократно призывала США отменить поправку Джексона-Вэника, как не соответствующую современным условиям. Представители нескольких администраций США заявляли, что будут добиваться прекращения действия поправки в отношении России. В начале текущего года представители администрации Барака Обамы не исключали, что поправка Джексона-Вэника может быть отменена уже в апреле. Однако, Конгресс поправку так и не отменил, что является одним из раздражителей в американо-российских отношениях и приобретает особую актуальность в свете продолжающихся переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Почему бездействует Конгресс?
Бездействию Конгресса есть объяснения, и находятся они преимущественно в сфере внутренней политики США. Как заметил Джек Мэтлок, ряд конгрессменов и сенаторов начали использовать поправку Джексона-Вэника с целью оказания давления на Москву при разрешении торговых споров. По словам бывшего посла, одним из пионеров в использовании поправки в целях, которые не были предусмотрены авторами этого документа, стал в бытность сенатором Джозеф Байден. Он представлял штат Делавэр, где сосредоточена птицеводческая индустрия, и активно лоббировал экспорт «ножек Буша» в Россию.
Еще один бывший американский дипломат, а ныне профессор международной дипломатии Колумбийского университета Стивен Сестанович считает, что в Конгрессе поправка Джексона-Вэника стала своего рода лакмусовой бумажкой: вопрос о ее отмене превратился в «референдум» об отношении к «перезагрузке» американо-российских отношений и, в более широком смысле, к вектору политического развития России.
Участники состоявшейся в Нью-Йорке дискуссии полагают, что во время дебатов об отмене поправки конгрессмены могут поднять вопросы коррупции и прав человека в России, коснувшись, в частности, дела юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, чья смерть в московском СИЗО в ноябре 2009 года вызвала большой резонанс на Западе.
По словам Сестановича, многие в Конгрессе задаются вопросом: если не будет поправки Джексона-Вэника, то, что будет вместо нее? «Пусть поправка Джексона-Вэника – это старая политика, но конгрессмены считают, что должна быть хоть какая-то политика относительно прав человека и содействия демократии в России», – сказал эксперт.
«Как обстоят дела с политическим плюрализмом в России? Как обстоят дела с верховенством закона? Как обстоят дела со свободой СМИ? Каково положение этнических меньшинств? Если конгрессмены захотят сказать, что права человека в России не защищены, у них будет достаточно оснований для таких заявлений, – пояснил Сестанович в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Может быть, это будет не совсем объективная картина, но она будет основываться на фактах. И дело тут не в том, что Россия должна измениться для того, чтобы поправка Джексона-Вэника была отменена. Дело в заслуживающей доверие американской политике, которая бы учитывала развитие событий в России за последние 20 лет».
По словам Сестановича, вопрос об отмене поправки лежит в плоскости «отношений Конгресса и президента, а не России и США». «Необходим консенсус в самом Вашингтоне», – резюмировал он.
Проблема американского бизнеса
Между тем, как отметила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас, отмена поправки Джексона-Вэника и вступление России в ВТО – в интересах американского бизнеса. По ее словам, Россия представляет собой очень привлекательный рынок, где сформировался «сильный средний класс, готовый покупать высококачественные западные товары». К тому же, Россия является 11-й экономикой мира и обладает значительным потенциалом. «После окончания кризиса ежегодный прирост российского ВВП составлял 4 процента, – сказала Левинас. – В автомобилестроении, энергетике, фармацевтике, отрасли высоких технологий есть возможности для американского бизнеса».
По мнению Левинас, Россия может присоединиться к ВТО уже в конце этого года, и в таком случае поправка Джексона-Вэника станет серьезной проблемой не для Москвы, а для Вашингтона и американского бизнеса. «Основополагающим принципом ВТО является безусловный режим свободной торговли, – пояснила она. –
Присутствие в американском законодательстве поправки Джексона-Вэника означает, что США накладывают условия на торговлю с Россией. США в этом случае будут нарушать правила ВТО. И это станет проблемой, когда Россия вступит в организацию».
К тому же, отметила Левинас, в этой ситуации американские компании станут менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других стран, где ничего похожего на поправку Джексона-Вэника нет. «Те обязательства, которые возьмет на себя Россия в рамках вступления в ВТО, не будет применяться к компаниям из США, что станет серьезной проблемой для американского бизнеса», – подчеркнула она.
«Форды», «Боинги» и права человека
Тем не менее, Левинас признала, что хотя вопрос еврейской эмиграции из России уже давно снят, в Конгрессе существует «нереализованное желание обсуждать развитие американо-российских отношений и вопрос прав человека». При этом, по ее словам, многие конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята, а некоторые законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом. «Они очень удивляются, когда мы им говорим, что «Форд Фокус» – самая популярная машина на российском рынке сегодня», – проиллюстрировала она свою мысль.
Джек Мэтлок подверг критике излишнюю, по его мнению, готовность Соединенных Штатов критиковать другие страны за нарушения прав человека и при этом «закрывать глаза на то, что происходит у нас самих». По его словам, сегодня многие в мире видят в попытках США насаждать права человека зарубежом новую разновидность «империализма». Бывший посол заявил, что надо быть более осторожными в таких вопросах, ибо излишнее рвение «может принести больше вреда, чем пользы». «Представьте себе, что русские сказали нам, что не будут покупать наши «Боинги» до тех пор, пока мы не привлечем к ответственности сотрудников предыдущей администрации, санкционировавших применение пыток к подозреваемым террористам, – сказал Мэтлок. – Это вопрос прав человека. Я не думаю, что нам бы это понравилось».
Неопределенные сроки
По мнению устроителя семинара, директора программы глобального взаимодействия Совета Карнеги Дэвида Спиди, давно уже настало время отменить поправку Джексона-Вэника, но на это в Вашингтоне не хватает политической воли. По его словам, необходимо использовать то обстоятельство, что в повестке дня Конгресса сегодня доминируют экономические вопросы, а поправка, ограничивающая торговлю с Россией, может повлиять на создание рабочих мест и объем экспорта США.
Джек Мэтлок, как и Стивен Сестанович, считает, что Конгресс не будет торопиться с отменой поправки Джексона-Вэника и вряд ли пойдет на такой шаг до вступления России в ВТО. Однако после этого отмена поправки станет едва ли не автоматической. «Об этом России не следует беспокоиться, – сказал Мэтлок. – Это правда, что определенные силы в США заинтересованы в использовании этой поправки в качестве рычага давления, но в конечном итоге это произойдет».
В то же время, на вопрос, когда это произойдет, мало, кто берется ответить. «Конгресс проголосует за отмену поправки Джексона-Вэника тогда, когда он проголосует, и ни минутой раньше», – сказал Сестанович. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» политолог усомнился, что это произойдет до конца года.
«В переговорах о вступлении России в ВТО все еще остаются нерешенные вопросы, – отметил Сестанович, – включая налоги на импорт автомобилей, инвестиционный режим, экспорт мяса и птицы, и так далее. По многим вопросам стороны близки к соглашению. Но, конечно же, остаются возражения со стороны Грузии. Можно ли разрешить все эти вопросы в течение следующих трех месяцев? Может быть. Однако я не удивлюсь, если этого не произойдет. А в следующем году – выборы президента, и обычно в этот период бывает очень трудно чего-либо добиться в Конгрессе».
Грузинский вопрос
По мнению Сестановича, ключевым препятствием для вступления России в ВТО являются возражения Грузии, и пока нет четкого понимания, как эти возражения снять. «Россия считает, что США могут решить эту проблему, оказав давление на Грузию, – сказал он. – Нельзя сказать, что это безумная идея. Однако Грузия также пытается выторговать для себя какие-то преимущества, так что эти переговоры приобретают все более сложный характер».
Джек Мэтлок считает, что давление на Грузию не приведет к желаемым результатам. «Уж кому, как не русским, лучше знать, что грузины плохо реагируют на давление, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Я не уверен, что мы можем заставить Грузию пойти на уступки. Мы можем попытаться убедить их, но пока грузины сами не решат, что это в их интересах, они этого не сделают. Я это говорю, исходя из своего опыта».
Говоря о российско-грузинском конфликте в более широком контексте, бывший посол прибег к решительно недипломатичным определениям. «Откровенно говоря, я думаю, что обе стороны повели себя по-идиотски, – сказал он. – Мне кажется, что в отношении Абхазии и Южной Осетии Грузия сбилась с пути еще при (президенте Звиаде – М. Г.) Гамсахурдии, когда они еще были частью Советского Союза. Мне кажется, что (Эдуард – М. Г.) Шеварднадзе не развязал бы войну.
Так что, я думаю, Грузия допустила серьезные ошибки. С другой стороны, нынешняя политика России тоже неправильная. Мне кажется, что Грузия и Россия должны каким-то образом сами разрешить эти противоречия. Я думаю, что до тех пор, пока стороны предпочитают эмоциональное противостояние – то, что мы наблюдаем сегодня – мы не сможем помочь ни той, ни другой стороне».