Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мольбы не услышаны, и ситуация с работой иностранных студентов в США ухудшается

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Студенты, заплатившее 6000 долларов за участие в программе культурного обмена, ждали, что получат шанс увидеть все то лучшее, что есть в Америке, подружиться с американцами, посмотреть достопримечательности страны и поработать в летнее время, чтобы все это оплатить. Вместо этого многие студенты, направленные на упаковочную фабрику, столкнулись с тем, что им пришлось напряженно трудиться в ночную смену на скоростных производственных линиях, постоянно поднимая коробки весом до 30 килограммов.

Студент вуза из Молдавии находился в США по программе культурного обмена, которую вот уже полвека проводит федеральное правительство. Эта программа имеет целью развивать представления об Америке и понимание этой страны, для чего она осуществляет студенческие мечты и дает им шанс провести в США чудесное и увлекательное лето. Этот студент по имени Тудор Урече собрал в кучку все свои знания английского и написал в июне электронное письмо в Госдепартамент.

«Пажалуста, поммогите», - взмолился он. Урече рассказал дипломатам о той «бедственной ситуации, в которой я нашел себя оказавшимся» с того момента, как начал работать на упаковочном предприятии кондитерских изделий Hershey, расположенном вблизи одноименного города в Пенсильвании.

Студенты, подобные Урече, который заплатил целых 6000 долларов за участие в программе, ждали, что получат шанс увидеть все то лучшее, что есть в Америке, подружиться с американцами, посмотреть достопримечательности страны и поработать в летнее время, чтобы все это оплатить.

Вместо этого многие студенты, направленные на упаковочную фабрику, столкнулись с тем, что им пришлось напряженно трудиться в ночную смену на скоростных производственных линиях, постоянно поднимая коробки весом до 30 килограммов. Вдобавок ко всему они оказались без денег, потому что зарплата была низкой, а дополнительные расходы на проживание и проезд неожиданно высокими. На жалобы студентов подрядчик, руководящий этой программой от имени Госдепартамента, ответил угрозами, заявив о том, что может отправить их домой.

События этого лета на упаковочной фабрике Hershey в Пальмире, штат Пенсильвания, выявили крупные прорехи в вопросах контроля и надзора Госдепартамента за этой программой летних работ и поездок, которая является  самой масштабной и самой амбициозной среди программ культурного обмена. Данная программа, в рамках которой в текущем году на самые разные работы по всей стране было распределено 130 тысяч иностранных студентов, оказывает большое воздействие на представления зарубежного молодого поколения о Соединенных Штатах.

Работавшие на фабрике Hershey студенты в конце концов привлекли к себе внимание Госдепартамента, выйдя 17 августа с плакатами и лозунгами с предприятия на улицу. Это был первый рабочий протест за всю полувековую историю существования программ обмена внешнеполитического ведомства.

Он вызвал вопрос о том, способен ли Госдепартамент руководить этой масштабной программой временных работ, особенно в момент, когда в условиях массовой безработицы в США для иностранных студентов трудно подыскать подходящую работу – даже на короткое время.

Эти протесты также высветили серьезные упущения в работе некоммерческой калифорнийской организации Совет по образованию и туризму (Council for Educational Travel) и 70 с лишним спонсоров, с которыми Госдепартамент заключил контракты на организацию студенческих поездок в Соединенные Штаты с поиском жилья и работы для них.

Эта организация, сокращенно называемая CETUSA, отправила на тяжелую физическую работу на фабрику в Пальмире почти 400 иностранцев из 18 стран, многие из которых являются уже студентами магистратуры. Для некоторых она оказалась непосильной.

Студенты, которым платили около 8 долларов в час, говорят, что их изолировали от остальных работников предприятия, и у них было мало возможностей попрактиковаться в английском и пообщаться с американцами. Ничего не объясняя и никак не отчитываясь перед студентами, спонсор делал большие вычеты из их зарплат на оплату жилья, проезда и страховки. Из-за этого у многих осталось слишком мало денег, и они не могли себе позволить туристические поездки, которых с таким нетерпением ждали.

Документы программы и беседы с 15 студентами показали, что CETUSA не реагировала на многочисленные сигналы бедствия, поступавшие от студентов много месяцев, а некоторым даже грозила исключением из программы.

Крик о помощи

22-летний студент Урече, который учится на инженера, рассказал, что он начал просить CETUSA дать ему другую работу сразу после того, как его послали грузить коробки с батончиками Hershey.

«С первого дня у меня появились сильные боли в спине, - сообщил Урече в Госдепартамент 6 июня в своем письме, которое он послал спустя две недели после начала работы. – Если я продолжу работу в таком темпе, у меня могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем».

Он написал, что спонсор помыкает им и игнорирует его. Урече также сообщил, что CETUSA предупредила его: если он пожалуется в Вашингтон, его немедленно лишат визы. Спустя несколько дней Урече уволился и отправился в Нью-Йорк в поисках новой работы.

Когда два месяца спустя состоялась забастовка, представители Госдепартамента отреагировали незамедлительно, начав расследование по деятельности CETUSA, которое пока еще не завершено.

Департамент уже знал о недостатках программы, поскольку агентство Associated Press в прошлом году провело собственное расследование, обнаружив факты плохого обращения со студентами в нескольких штатах. В этом году сотрудники Госдепартамента начали масштабную проверку, и 15 июля они издали новые правила, ужесточив требования к спонсорским организациям, чтобы они назначали студентов на соответствующие их уровню и возможностям рабочие места, обеспечивая при этом безопасность. Новый штат сотрудников из 18 инспекторов этой осенью приступит к проверкам спонсорских организаций на местах.

«Мы задаем непростые вопросы, - говорит сотрудник Госдепартамента Рик Рут (Rick Ruth), отвечающий за программы культурных обменов, – в том числе,  не следует ли сократить программу в условиях сложного периода для США».

CETUSA отреагировала на протесты тем, что организовала для студентов оплаченный недельный отпуск, а также заплатила за две экскурсии по историческим местам Пенсильвании. Компания Hershey устроила для студентов однодневную экскурсию по своей штаб-квартире, познакомив их со своей стратегией бизнеса.

«Это прекрасная, великолепная программа», - заявил по поводу культурных обменов генеральный директор CETUSA Рик Анайя (Rick Anaya).

По словам Анайи, он знал, что работа в Пальмире напряженная и тяжелая. «Поднимать коробки трудно, - сказал он. – Но они привыкают к этому, и спустя неделю или чуть большее чувствуют себя прекрасно». Анайя заявил, что все студенты получили и подписали документы с описанием характера работы, прежде чем отправиться в Пальмиру. «Если работа на упаковке казалась им слишком трудной, - сказал он, - им не нужно было соглашаться на нее».

Анайя возложил ответственность за протесты  студентов на «Национальный союз гастарбайтеров». Этот профсоюз помог с организацией забастовки, действуя совместно с Американской федерацией труда - Конгрессом производственных профсоюзов (АФТ-КПП) и другими союзами.

«Мне совершенно ясно и очевидно, что все это затеяли и раздули профсоюзы», - сказал он.

Передряги иностранных студентов действительно стали благодатной почвой для союза гастарбайтеров, который отстаивает интересы временных иностранных рабочих. Этот союз, к которому присоединились некоторые студенты, с августа месяца ведет кампанию против Hershey, обвиняя ее в эксплуатации иностранных студентов, замещающих американских работников. Часть студентов согласна с обвинениями.

«Они берут приезжающих по культурному обмену студентов, чтобы те батрачили на них за копейки, хотя эти рабочие места могли бы получить жители Пенсильвании», - говорит 26-летний студент-медик из Нигерии Годвин Эфоби (Godwin Efobi), возглавивший студенческий протест.

Программа летних работ и туризма Госдепартамента была разработана в соответствии с законом от 1961 года и является наследием холодной войны. Ее цель заключается в том, чтобы окунуть на короткое время в американскую жизнь студентов иностранных вузов из небогатых семей, не тратя при этом деньги налогоплательщиков. Студенты получают визу категории J-1, которая дает им возможность работать до четырех месяцев и месяц путешествовать.

Студенты приезжают по этой программе в основном из Китая, России и восточноевропейских стран. Есть молодежь и из Латинской Америки. Обычно они получают низкооплачиваемую, но подходящую для них работу в национальных парках, парках аттракционов, в летних лагерях, на пляжах, курортах и в ресторанах.

С годами программа получила массу восторженных отзывов от вернувшихся домой студентов. Но в последнее время она начала бурно разрастаться. Если в 1998 году в ней участвовали 30 тысяч студентов, то в 2008-м их было уже 150 тысяч. Сейчас она масштабнее большинства федеральных программ, посвященных исключительно ввозу временной рабочей силы из-за рубежа.

Поскольку это программа культурного обмена, руководство профсоюзов за ней не следит, говорит аналитик из вашингтонского Института экономической политики (Economic Policy Institute) Дэниел Коста (Daniel Costa), изучающий программу J-1. В отличие от Министерства труда, заявляет он, Госдепартамент не собирает данные по занятости, которые показывают, например, сколько студентов отправлено на фабрики, такие как в Пальмире, и как давно.

По словам Анайи, его организация начала посылать в небольших количествах студентов в Пальмиру шесть лет назад, помогая Hershey с упаковкой шоколадных батончиков на пике рабочей нагрузки, когда идет основная работа по подготовке к Рождеству и рождественским каникулам.

Многие студенты по прибытии были удивлены, когда узнали, что будут работать не на Hershey, а на кадрового субподрядчика Exel компанию SHS OnSite Solutions. Фирма Exel является подрядчиком Hershey и оператором упаковочной фабрики.

Этим летом CETUSA направила около 400 студентов на работу, на которой, как написано мелким шрифтом в визовых документах, работник «сто процентов своего рабочего времени в смене стоит, ходит, наклоняется и занимается подъемом тяжестей», занимаясь «монотонной механической работой». Он должен быть способен всю смену поднимать вес до 27 килограммов, а также «эффективно трудиться» в холодном помещении.

«Это Америка»

Многие студенты, включая тех, кто покинул компанию Hershey еще до появления там профсоюзов, заявляют, что работа на фабрике это настоящее мучение.

21-летний студент Игнасио Торрес Сибаха (Ignacio Torres Sibaja), изучающий изобразительные искусство, сказал, что начал плакать, узнав о забастовке студентов у себя дома в Коста-Рике и вспомнив те три месяца, что проработал прошлой зимой в Пальмире.

«Время культурного обмена стало худшим моментом моей жизни», - заявил Торрес. Позвонив по телефону из Сан-Хосе, он сказал, что просил принять его на работу на курорт в Колорадо, и только в последний момент узнал, что поедет в Пальмиру. Он не читал внимательно описание работы. Он думал, что работать в компании Hershey здорово.

Партнерская организация CETUSA в Коста-Рике заверила Торреса, что он сможет заработать те 4000 долларов, что взял взаймы у родителей на оплату билета, визы и вознаграждения CETUSA. Но спустя несколько дней после его приезда в Соединенные Штаты эта партнерская организация прекратила свою деятельность. Не имея никаких указаний и рекомендаций ни от той, ни от другой организации, Торрес провел две бессонные ночи, причем одну из них в торговом центре. Затем он добрался на автобусе из аэропорта Кеннеди до Харрисбурга в штате Пенсильвания, где у CETUSA есть представительство.

Представитель спонсора встретил его требованием заплатить 800 долларов в качестве залога за аренду квартиры, рассказал Торрес. Агентство предоставляло маленькие квартиры, многие из которых находились в 25 километрах от Харрисбурга. С каждого человека взимали по 400 долларов в месяц за проживание в переполненной квартире вместе с 4-5 другими студентами.

Торрес отдал все имевшиеся у него на карманные расходы деньги – 500 долларов – которые он наскреб на поездку. «Я неделю не ел», - сказал он.

На заводе, рассказал Торрес, «упаковочная линия движется очень и очень быстро, и работа там исключительно напряженная». Хотя в цехе была система охлаждения, и температура поддерживалась нормальная, он сказал, что «весь покрывался потом».

Торрес, как и многие другие студенты, признался, что самое большое разочарование наступило, когда он получил свою первую зарплату. После вычетов за аренду жилья, за коммунальные услуги, за билеты на автобус и прочее они принес домой 85 долларов за 35 часов работы.

Торрес вспоминает, как представитель CETUSA сказал ему: «Ты хотел получить культурный обмен, и ты его получил. Это Америка, и так мы здесь живем и работаем». Хотя CETUSA это некоммерческая организация, у нее есть коммерческие филиалы, занимающиеся жилищными вопросами и страховкой студентов, приезжающих по международным программам.

Когда Торрес закончил свою работу, у него не было денег для поездок по США, и он отправился домой весь в долгах, чувствуя себя обманутым.

Надеясь на увольнение

Студент из Китая Тянь Цзя И (Tian Jia Yi) начал работу на упаковочной фабрике Hershey в июне. Этот 20-летний студент из Циндао, изучающий гостиничное дело, быстро выяснил, что эта работа ему не по силам.

«Мой контролер постоянно приказывал нам каждый день таскать эти коробки с батончиками, а они были очень тяжелые», - рассказал Тянь по телефону, стараясь правильно говорить по-английски. Он несколько недель упрашивал руководство дать ему другую работу, и в итоге директор его уволила.

«Это было глупо, но я мечтал, чтобы она меня уволила, потому что  я уже не мог выносить эту работу», - сказал он.

CETUSA предложила Тяню новую работу в Калифорнии, но у него не было денег на билет, чтобы добраться туда. Потом организация предложила ему выселиться из квартиры в Пенсильвании. Оказавшись в одиночестве и на мели, он сумел отыскать родственника в Нью-Йорке, и поехал туда, чтобы найти новую работу. Но безуспешно.

«Мне очень стыдно, что пришлось потратить так много денег, которые мне прислали родители», - сказал Тянь.

В соответствии с правилами программы, спонсоры должны наблюдать за своими студентами все время, пока они находятся в США. Однако, как говорят сотрудники Госдепартамента, Анайя рассказал им вскоре после забастовки, что до ее начала его организация не получала никаких жалоб и претензий из Пальмиры.

Однако Тореес вспомнил одно мартовское собрание, когда десятки студентов высказали свои обиды и претензии представителям CETUSA. «Каждый вставал и начинал с ними спорить», - сказал он. В начале августа представительница организации Малгорзата Тегож (Malgorzata Tekgoz) проработала одну ночную смену на фабрике в Пальмире, чтобы оценить тамошние условия.

«Все было хорошо, но конечно, к концу смены я устала», - сообщила она по электронной почте. По ее словам, студенты высказывали «многочисленные стандартные жалобы», особенно по поводу того, что приходится очень часто поднимать коробки.

С некоторыми студентами, настаивавшими на своем, CETUSA обошлась сурово. Когда агентство узнало, что Урече пожаловался в Госдепартамент, оно прекратило его участие в программе, заявив о нарушении визовых правил, о чем свидетельствует переписка между адвокатом этой организации Аланом Лихи и профсоюзным юристом, с которым находился в контакте Урече, и которого зовут Лоренс Нортон.

И все же десятки работавших на фабрике в Пальмире студентов отказались от участия в протестах, что отметил Госдепартамент. Некоторые из них приехали этим летом во второй раз.

23-летняя студентка из Словакии Ленка Ваврова (Lenka Vavrova), написала в CETUSA по электронной почте, что ей «стыдно за некоторых студентов». «Мы приехали сюда ненадолго, и мы должны были соблюдать условия и законы», - заявила она.

По словам Анайи, он уверен в том, что манифестантов ввели в заблуждение профсоюзы, поступив с ними несправедливо и нечестно. «Я верю в ребят, - сказал он. – Я верю, что со временем они пожалеют о том, что сделали».

Директор Национального союза гастарбайтеров Сакет Сони (Saket Soni) заявил, что мобилизовать студентов было нетрудно. «Мы поговорили с ними об основных трудовых и гражданских правах и о мерах их защиты, которые распространяются на этих студентов и на всех работников в Америке», - сказал он. После забастовки подрядчик Exel заявил, что больше не будет посылать студентов по программе J-1 в Пальмиру.

Урече говорит, что разочарован своим пребыванием в Америке. «Студенты это не дешевая рабочая сила, - заявил он. – Они приезжают сюда, чтобы познакомиться с новыми людьми, заработать какие-то деньги на поездки. Эта программа не для того, чтобы жить без еды, без денег, безо всего».


Комментарии читателей New York Times (самые рекомендованные другими читателями):

cmsphd, Сан-Антонио, Техас (548 рекомендаций): Те, кто винят студентов, и есть главная проблема данной ситуации. Где ваш стыд? Если бы вашего ребенка послали во Францию по "программе культурного обмена", за которую вы заплатили 6000 долларов, а затем ему пришлось бы работать ночами на рыболовецкой фабрике, вы бы визжали от возмущения. Но если речь идет об африканцах или жителях Восточной Европы, то, конечно, это ИХ вина, что они захотели увидеть Америку. А те, кто обвиняют профсоюзы - ну, когда вы потеряет свою работу, у вас не будет денег, чтобы вылечиться от рака, и никакой возможности получить приличную работу за приличные деньги, не вините правительство. Добейтесь всего сам, мой стойкий американец. Что же касается всех нас, то нам просто стыдно за эту когда-то бывшую великой американскую компанию и отсутствие защиты и контроля со стороны нашего правительства. Со своей стороны я хочу извиниться перед студентами за их ужасающий опыт и надеюсь, что они осознают, что есть еще американцы, по-прежнему признающие ценности, которые когда-то сделали нас великой нацией - нашу скромность и готовность поступать по правилам.

Kurt, Нью-Йоорк (387 рекомендаций): «Мне совершенно ясно и очевидно, что все это затеяли и раздули профсоюзы», - сказал он.

Ну что ж, тогда молодцы профсоюзы. Отлично сработано.

Ужасно, что мы позволили такой полезной программе испортиться. Если ее задачей было продемонстрировать позитивный образ нашей страны бывшим врагам, потеряв над ней контроль настолько, что она провалилась в низкооплачиваемое рабство, мы лишь подтверждаем худшие обвинения наших врагов.

И слава американским профсоюзам за то, что они обратили наше внимание на такую мрачную ситуацию.

Jane Smiley, Калифорния (334 рекомендации): Суровые условия? Низкая зарплата? Черствые начальники? Производство отправленное на аутсорс? Обманули с инвестициями? Звучит очень по-американски.

NYCRealist, Нью-Йорк (277 рекомендаций): Эволюция дешевого (или бесплатного) труда

Рабовладение: Буквально владеют рабочими, но вынуждены кормить их и заботиться о том, чтобы те не убежали. Недостаточно эффективно.
Детский труд: их маленькие пальчики идеально подходят для очистки викторианских дымоходов, но они слишком леко отвлекаются и слишком малы, чтобы таскать тяжелые грузы. Следующий.
Потогонки: бедные иммигранты, не говорящие по-английски, работающие за бесценок. Ну вот, другое дело!
Аутсорсинг: еще более бедные люди, не говорящие по-английски, работающие за еще меньшие деньги. Отличная маржа для айфонов.
Студенты по обмену: давайте заставим их ЗАПЛАТИТЬ за то, чтобы приехать сюда и работать без оплаты.

Капитализм в очередной раз превзошел сам себя.

HJBoitel, Нью-Йорк (255 рекомендаций): Мне кажется, это одна из тех ситуаций, когда газете New York Times стоило бы задаться вопросом о том, "кому это выгодно?" Узнать, сколько именно денег платят спонсирующим организациям (и любым субподрядчикам, которые у них могут быть) сами студенты, работадатели и правительство, а также сколько денег они получают или собирают через косвенные платежи, например в форме комиссионных вознаграждений или откатов от домовладельцев, сдающих студентам квартиры, турагентств, занимающихся их билетами, и прочих.

К, Чикаго (227 рекомендаций): Мне кажется, большинство комментирующих здесь не понимают, что происходит. Программа культурного обмена это не программа выдачи рабочих виз. В рамках программы культурного обмена вы отправляетесь в другую страну, чтобы оценить ее по достоинству и узнать о ней побольше. В данном случае ожидалось, что они также будут немного работать, но им очевидно НЕ сказали, что они будут таскать 30-килограммовые коробки. Если бы им сказали, что они попадут в трудовую кабалу, большинство из них просто бы не приехало!!

Это больше похоже на программу раздачи рабочих виз для заполнения плохо оплачиваемых рабочих мест умно замаскированную под программу культурного обмена.

Подумайте об этих ребятах, которые оказались в тысячах миль от своих родителей и друзей, и виноваты они лишь в том, что хотели понять, каково это жить в Америке, хотя бы на лето!

E.Novak, Чикаго (188 рекомендаций): Ну, эти ребята, несомненно, кое-что УЗНАЛИ об Америке. Что мы больше не «страна свободных и отважных», а страна «усталых и бедных».

Joko, Индонезия (167 рекомендаций): Ну, я не удивлен. Американские корпорации эксплуатируют рабочих по всему миру как рабов. Почему бы не импортировать их в США? Именно так американцы и стали столь несметно богаты.

Johnny 99, Милуоки (158 рекомендаций): И мы еще удивляемся, почему весь мир ненавидит нас