Вашингтон – В понедельник ФБР обнародовало видеозаписи, фотографии и сотни документов по операции «История с привидениями», расследованию российской сети «спящих агентов», которое завершилось после десяти лет крупнейшим со времен холодной войны обменом пойманными шпионами.
Шпионы, включая агента по недвижимости из Нью-Йорка Анну Чапман, жили спокойной жизнью среднего класса.
Их долгосрочное задание из Москвы: влиться вглубь американского общества, развивать связи с академиками, бизнесменами и законодателями, которые занимаются вопросами финансов и обороны.
Сильно отредактированная информация дает некоторое представление о том, насколько активное наблюдение велось за агентами, в некоторых случаях, десятилетиями. На ней можно увидеть агентов с семьями, с детьми, в магазинах, а в одном случае даже фотографии с выпускного вечера.
Кодовое название «История с привидениями» имеет отношение к тому, как сеть агентов старалась вписаться в американское общество.
Официальный представитель ФБР заявил, что решение опубликовать материалы в праздник Хэллоуин было случайным совпадением.
Видеоматериалы ФБР демонстрируют, как Чапман, чье участие в шпионской истории сделало ее мировой знаменитостью, и другие нелегальные агенты тайно передают информацию и деньги в рамках своих операций, в ходе которых использовались такие старые шпионские приемы, как невидимые чернила, а также современное криптографическое программное обеспечение, которое превращает сообщения в картинки, размещаемые в сети.
Главным действующим лицом дела был полковник Александр Потеев, высокопоставленный сотрудник российских спецслужб, «сдавший» сеть агентов, несмотря на то, что руководил ею. Он сбежал из Москвы за несколько дней до того, как ФБР провело операцию 27 июня 2010 года. Информация о роли Потеева в раскрытии сети стала очевидным, когда российский суд признал его виновным в государственной измене и дезертирстве.
США обменяли десять агентов на четверых россиян, которые были осуждены за шпионаж в пользу Запада. Обмен произошел в отдаленном закутке а венском аэропорту девятого июля, а сцена напоминала тщательно продуманный обмен шпионами у берлинского Глиникского моста во время холодной войны.
В то время как советские шпионы по возращению на Родину зажили спокойной жизнью, Чапман начала демонстрировать женское белье, стала представителем корпорации и телеведущей. Дональд Хитфилд (Donald Heathfield), чье настоящее имя Андрей Безруков, сообщает на своей страничке в профессиональной сети LinkedIn, что работает советником генерального директора крупной нефтяной компании.
Президент Дмитрий Медведев наградил всех десятерых агентов знаками отличия во время церемонии в Кремле.
Дело было быстро завершено прежде, чем оно бы усложнило кампанию Обамы по «перезагрузке» российско-американских отношений, напряженных в связи с недовольством американской внешней политикой и российско-грузинской войной 2008 года. Все десять задержанных агентов были обвинены в том, что не зарегистрировались как иностранные агенты.
11-й обвиняемый, Кристофер Метсос (Christopher Metsos), предоставлявший агентам деньги и оборудование, заявил, что является канадским гражданином, и исчез после того, как кипрский суд освободил его под залог.
Генеральный прокурор Эрик Холдер (Eric Holder) заявил, что ФБР решило задержать нелегальных агентов, потому что один из них собирался покинуть США, и существовали опасения, «что он не вернется». Несмотря на то, что сеть не смогла заполучить секретную информацию, Холдер заявил, что они представляли потенциальную угрозу для США.
Бывшие советские агенты спецслужб, живущие сейчас на Западе, удивились саге «Истории с привидениями».
«С моей точки зрения, вся это операция была пустой тратой человеческих ресурсов, денег и поставила Россию в дурацкое положение», - сообщил Олег Калугин, бывший генерал –майор КГБ, который работал против США в советские времена, в интервью в начале года. Теперь он живет недалеко от Вашингтона.
Александр Васильев, бывший офицер КГБ и журналист, много написавший о советском шпионаже в США, заявил, что нелегалы должны были быть вербовщиками агентов и разведчиков, находя американцев на высоких должностях, которые могли бы передавать секретные данные за деньги или шантаж.
Шпионы с дипломатической неприкосновенностью занялись бы в последствии более деликатным делом вербовки и ведения агентов.
По словам Васильева, целью Москвы могло быть установление источника стабильной ежедневной информации о том, что думает близкий круг президента, и что он планирует в отношении последнего международного кризиса. Но он сообщил, что нет доказательство того, что Кремль добился какого-либо прогресса.
«Как вы можете завербовать кого-то подобного, на каком основании? Это успешные люди. Зачем им шпионить для россиян? Я не вижу ни одной причины».
По его словам, российские спецслужбы все никак не могут отучиться от советских привычек. «Нынешние практики российского шпионажа основаны на знаниях, существовавших до 1945 года», - заявил Васильев, проживающий в Лондоне. «Это так отстало».
В список агентов вошли:
- Чапман, дочь российского дипломата, работавшая агентом по недвижимости в Нью-Йорке. После ареста фотографии социальной жизни и путешествий рыжеволосой девушки заполонили таблоиды. После ее возвращения в Россию Чапман работала моделью, стала лицом московского банка, возглавила молодежное движение правящей партии.
- Викки Пелаес (Vicky Pelaez) и Хуан Ласаро (Juan Lazaro) из города Йонкерс, штат Нью-Йорк. Он недолго преподавал курс Латиноамериканской и карибской политики в колледже Варух. Она писала статьи, в которых сильно критиковала политику США в Латинской Америке, в известной испаноговорящей газете El Diario La Prensa.
- Майкл Заттоли (Michael Zottoli) и Патриция Миллс (Patricia Mills) из Орпингтона в штате Вирджиния. Он работал в телекоммуникационной фирме. Пара растила двоих детей в состоятельном районе.
- Ричард и Синтия Мерфи (Richard и Cynthia Murphy) из Мотнклэра, в штате Нью-Джерси. Он занимался воспитанием двоих детей в то время как она работала на нью-йоркскую бухгалтерскую фирму, которая занималась налогами. В рамках работы она предоставляла финансовые прогнозы для компании, очень близкой к Биллу и Хилари Клинтон.
- Дональд Ховард Хитфилд (Donald Howard Heathfield) и Трейси Ли Энн Фоули (Tracey Lee Ann Foley) из Кембриджа, штат Массачусетс. Он работал менеджером в международной фирме по консалтингу и разрабатывал программное обеспечение для американских корпораций. Она работала агентом по недвижимости.
- Михаил Семенко из Арлингтона, штат Вирджиния, говорил на русском, английском, испанском, китайском и португальском языках. Он работал в турагентстве.
В обмен на нелегальных агентов Москва освободили четверых россиян после того, как они подписали письменные заявления, что они шпионили в пользу США или Великобритании.
Среди американских шпионов был Александр Запорожский, бывший полковник и заместитель главы американского отдела СВР, ушедший в отставку в 1997 году и переехавший в пригород Балтимора в 2001 году. Он был задержан после того, как вернулся в Москву - якобы для встречи с коллегами из КГБ. Он был приговорен к 18 годам лишения свободы в 2003 году по обвинению в шпионаже.
Запорожский, возможно, предоставит информацию, которая способствовала задержанию Роберта Ханссена (Robert Hanssen) и Олдрича Эймса (Aldrich Ames).
Геннадий Василенко, бывший офицер КГБ, работавший в Вашингтоне и Латинской Америке, был арестован в Гаване в 1988 году, но отпущен через полгода из Лефортовской тюрьмы в Москве в связи с недостаточными доказательствами. Но оставались подозрения, и Василенко был повторно задержан в 2006 году в Москве и приговорен к трем годам тюрьмы за нелегальное хранение оружия и оказание сопротивления властям.
Василенко владеет домом в Лисбурге, штат Вирджиния. Он отказал агентству Associated Press в интервью.
Специалист в области вооружений Игорь Сутягин работал на предполагаемое британское отделение ЦРУ, хотя отрицает причастность к шпионажу, заявляя, что не передавал никакой информации, которой бы не было в открытых источниках. Он заявил журналистам, что подписал признательные показания, опасаясь, что подведет обмен остальных, а также из страха насилия и тяжелой жизни в тюрьме.
Четвертым был Сергей Скрипаль, бывший полковник ГРУ. В 2006 году он был приговорен к 13 годам лишения свободы за то, что передавал имена других российских агентов британской разведке. Скрипаль, которому около 60 лет, страдает диабетом. И Скрипаль, и Сутягин уехали в Великобританию после обмена. Американские представители отказались комментировать дело Потеева.