Американские законодатели хотят воспрепятствовать запланированному визиту в Соединенные Штаты двух российских генералов, заявляя о том, что они три года тому назад помогали сокрытию убийства в тюрьме российского активиста в борьбе с нарушениями закона.
Призыв, содержащийся в их письме на имя госсекретаря Хиллари Клинтон, усиливает давление на администрацию Обамы, которая выступает за «перезагрузку» отношений с Москвой, называя ее своим крупным внешнеполитическим достижением. Кое-кто в Конгрессе призывает к ужесточению политики в отношении Москвы.
Подробнее: США включили российских чиновников в визовый «черный список»
Дело умершего юриста Сергея Магнитского стало причиной серьезных трений в российско-американских отношениях. Кремль с возмущением отреагировал на запрет на выдачу виз, введенный в США в отношении российских чиновников, связанных с арестом и смертью Магнитского.
Этим летом Москва нанесла ответный удар, составив собственный черный список американских чиновников. Один российский официальный представитель иронически назвал эти меры «войной списков». Но пока ни одна из сторон не закрывала двери чиновникам, посещающим Вашингтон и Москву.
Американские сенаторы Роджер Уикер (Roger Wicker) (республиканец от Миссисипи) и Бенджамин Кардин (Benjamin Cardin) (демократ из Мэриленда) в переданном в понедельник письме призвали Клинтон «немедленно пересмотреть заявки на выдачу виз», представленные двумя генералами из российского Министерства внутренних дел, которые должны прибыть в Соединенные Штаты примерно 15 ноября.
Государственный департамент отказался комментировать полученное письмо, заявив, что не в его правилах вести разговоры об отдельных визах. Но заместитель официального представителя Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner) сообщил, что его ведомство может на законных основаниях отказать в визе любому лицу, причастному к серьезным нарушениям прав человека. «Если какое-то лицо, причастное к противоправной смерти Сергея Магнитского, подаст заявление на получение американской визы, будут применены соответствующие положения закона», - сказал он.
Вышеуказанные официальные лица были приглашены в Вашингтон для обсуждения вопросов о правах интеллектуальной собственности с коллегами из Министерства юстиции и для участия в круглом столе Российско-Американского совета делового сотрудничества.
Организаторы вашингтонской конференции сказали, что проверили имена российских участников по госдеповскому списку лиц, якобы причастных к делу Магнитского. Пригласивший генералов исполнительный директор Коалиции за права интеллектуальной собственности (Coalition for Intellectual Property Rights) Том Томсон (Tom Thomson) сказал: «Не было никаких указаний на то, что эти руководители причастны к делу Магнитского».
Сенаторы в своем письме написали, что эти генералы «причастны к циничному и огульному сокрытию пыток и убийства» Магнитского, которого арестовали в 2008 году, когда он попытался сообщить о факте мошенничества на сумму 230 миллионов долларов. В рамках этого преступления российские чиновники присвоили данную сумму, полученную обманным путем в качестве налогового возмещения.
Российское Министерство внутренних дел от комментариев по данному вопросу отказалось.
Сенаторы назвали запланированный визит российских представителей «горькой иронией, особенно накануне второй годовщины смерти Магнитского, умершего 16 ноября».
Администрация Обамы разошлась с Конгрессом в вопросе о том, насколько резко ей следует реагировать на случай с Магнитским. 23 сенатора выдвинули законопроект о запрете на въезд в Америку российским представителям, причастным к гибели Магнитского или к возбужденному против него уголовному делу. В предложенном законопроекте также предусматривается заморозить их активы, находящиеся в США.
Данное предложение прозвучало в момент, когда Вашингтон пытается улучшить торговые отношения с Москвой, настаивая на принятии России во Всемирную торговую организацию, а также выступая за отмену поправки Джексона-Вэника. Этот принятый в 1974 году федеральный закон препятствует налаживанию нормальных торговых связей с Москвой и способен свести на нет преимущества членства в ВТО.
По словам Уикера, то, как Россия поступила с делом Магнитского, создает плохой прецедент. «Когда налицо столь вопиющее пренебрежение к власти закона, возникают вопросы по поводу того, можем ли мы на них рассчитывать в деле выполнения торговых соглашений и обязательств в рамках ВТО, - заявил сенатор в интервью. – Если Россия намерена и впредь игнорировать законы и правила, то у меня возникают сомнения относительно целесообразности ее принятия в ВТО».
Белый дом заявляет, что законопроект по делу Магнитского может поставить под угрозу налаженное с огромным трудом сотрудничество с Россией по таким вопросам как Иран и Афганистан. Госдепартамент отмечает, что такой закон не нужен, потому что он уже составил список из нескольких десятков российских чиновников, которым запрещен въезд в США из-за их причастности к делу Магнитского.
Вместе с тем, от Госдепартамента требуют расширить данный список. Уильям Браудер (William Browder), чей инвестиционный фонд Hermitage Capital нанял Магнитского для работы в России, заявил, что в результате проведенного его компанией в прошлом году расследования было выявлено 60 российских руководителей и чиновников, так или иначе причастных к аресту и смерти Магнитского.
Еще по теме: Браудер: «черный список быстрее свершит правосудие, чем следствие в России
«Если сейчас пересмотреть данный список, то он, по моим оценкам, увеличится в три раза, и там будет не 60 человек, а 180», - сказал Браудер. По его словам, в список надо включить тех лиц, которые были причастны к сокрытию обстоятельств смерти Магнитского.
Как отметил Браудер, недавно в его список были добавлены два российских руководителя – генерал-майор Татьяна Герасимова и генерал-майор Николай Шелепанов, потому что они сыграли ключевую роль в оправдании виновных сотрудников и в предъявлении ложных уголовных обвинений Магнитскому.
Генерал Герасимова дважды подписывала уведомления о снятии с сотрудников МВД любых обвинений в правонарушениях, сделав это в последний раз в июле. Генерал Шелепанов, по словам Браудера, отвечал за арест и тюремное заключение Магнитского, а недавно подписал приказ о продлении уголовного расследования по его делу.
В подготовке статьи принял участие Уильям Молдин (William Mauldin).