Администрация Обамы в рамках анализа Министерства обороны по будущим расходам обсуждает дальнейшие сокращения ядерных вооружений, которые не предусмотрены договором СНВ-3 с Россией.
Видимо, пришло время выйти за рамки ядерного мышления холодной войны, в котором главное внимание уделяется тому, чтобы у США было достаточно вооружений для сдерживания других стран от применения собственного ядерного оружия против Америки и ее союзников, как в настоящее время, так и в будущем.
Дискуссии в Пентагоне сосредоточены в основном на вопросе о том, можно или нет как-то сократить сумму в 213 миллиардов долларов, которую министерства обороны и энергетики запросили на предстоящее десятилетие с целью модернизации существующей триады, состоящей из подводных лодок со стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и стратегических бомбардировщиков большой дальности, а также для усовершенствования и обновления стареющего промышленного комплекса, производящего и поддерживающего в рабочем состоянии хранящиеся в арсеналах ядерные боеголовки и бомбы.
Министр обороны Леон Панетта (Leon E. Panetta) «сообщил о проведении предварительного обсуждения вопроса о поддержании эффективного потенциала ядерного сдерживания с одновременным сокращением нашего ядерного арсенала». Это слова официального представителя военного ведомства Джорджа Литтла (George Little).
Пентагон в своем анализе оценивает «стратегические потребности», имея в виду те угрозы, которые могут и должны сдерживать ядерные силы США. Исходя из этого, он проанализирует существующую структуру ядерных сил Соединенных Штатов, а именно, количество и типы систем доставки и боезарядов. И наконец, Министерство обороны оценит «расстановку сил», то есть, сколько американских боезарядов должно быть развернуто в каждом из элементов ядерной триады, а также должны ли они находиться на боевом дежурстве, или их следует хранить на складах.
Смета затрат по замене трех типов систем доставки уже выросла на 25% по сравнению с прошлым годом. Во время дебатов 2010 года о договоре с Россией общая оценка затрат на замену стратегических подводных лодок, МБР наземного базирования и стратегических бомбардировщиков составляла на 10-летний период 100 миллиардов долларов. Сейчас она составляет 124,8 миллиарда. Об этом 3 ноября сообщил подкомитету палаты представителей по стратегических силам первый помощник заместителя министра обороны США Джеймс Миллер (James N. Miller).
Еще по теме: Смертельные последствия нового Договора СНВ
О чем мы ведем речь на отдаленную перспективу? Высокопоставленный член этого комитета от Демократической партии Лоретта Санчес (Loretta Sanchez) сказала, что сегодняшний план модернизации ядерных сил предусматривает затраты на строительство одного только нового флота стратегических подводных лодок в размере 110 миллиардов долларов – правда, на его создание уйдет больше десяти лет. А оценочные расходы на эксплуатацию за 50-летний срок службы субмарин составят еще 250 миллиардов.
Сметой ВВС предусмотрено строительство 100 новых стратегических бомбардировщиков, как пилотируемых, так и беспилотных. Затраты на эти цели составят еще 55 миллиардов долларов. А цифр по новому поколению МБР наземного базирования пока нет, отметила Санчес.
Выступая в апреле 2009 года с речью в Праге, президент Обама сказал: «Чтобы положить конец мышлению холодной войны, мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призовем остальных сделать то же самое». Сегодняшний целевой показатель на 2018 год в соответствии с требованиями СНВ-3 составляет 1550 развернутых боезарядов и 700 систем доставки к цели.
Эти цифры представляют собой мышление времен холодной войны. Они увязаны с российскими силами и с тем, что необходимо для сдерживания и устрашения Москвы. Но сдерживания от чего? И как в этом случае американский арсенал из 1550 боезарядов сдержит Китай, «Аль-Каиду» или какие-то другие негосударственные террористические группировки? США со своими боеголовками не сумели удержать Северную Корею от попыток создать собственное ядерное оружие. Не сдержали они и Иран. Возможно, Америка со своим арсеналом даже подтолкнула их к реализации своих программ.
Еще по теме: США сохраняют ядерное преимущество над Россией
Но эта цифра все же способна сдержать одну группировку – политических оппонентов Обамы. Давайте посмотрим правде в глаза. Ядерное оружие на протяжении десятилетий было в основном политическим оружием, как внутри страны, так и за рубежом. Если у тебя оружия больше, чем у твоих врагов, то ты сильный лидер. В условиях международного кризиса такой лидер может сказать: «Нельзя исключать никаких вариантов» - и это можно будет расценить как угрозу применения ядерного оружия.
Но хотя военные стратеги говорят о его применении исключительно для уничтожения важных военных целей, это оружие в действительности уничтожит тысячи мирных жителей – сразу или за счет поражающих факторов замедленного действия. Две атомные бомбы, которые были намного слабее сегодняшних боезарядов, при их применении против японских «военных целей» уничтожили два города, а также убили и ранили сотни тысяч мирных жителей.
Применит ли президент США один или несколько ядерных боезарядов первым, или он осуществит такое применение только в случае нападения на США? В любом случае, нашей стране не нужна тысяча с лишним таких боезарядов. Не нужны нам и все эти 12 стратегических атомных подводных лодок стоимостью по 4 миллиарда долларов с 16 ракетами каждая. На каждой ракете установлено как минимум четыре разделяющихся головных части. Построив девять таких лодок, Соединенные Штаты могли бы постоянно иметь на боевом дежурстве три – две в Тихом и одну в Атлантическом океане. В этом случае у них было бы как минимум 192 боеголовки, готовых поразить цели по всему миру.
Обладая столь мощным подводным флотом, нуждаемся ли мы еще и в 400 новых межконтинентальных баллистических ракетах? И зачем нам вдобавок стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту?
Много лет назад Роберт Макнамара, долгое время занимавший должность министра обороны в 1960 годы, сказал мне, что всегда считал достаточным количеством 500 и меньше боезарядов, причем даже на пике холодной войны. Свои оценки он обосновывал воспоминаниями об одном октябрьском дне во время Карибского ракетного кризиса 1962 года. Тогда, во время конфиденциальной встречи с президентом Джоном Кеннеди, они обсуждали последствия применения Москвой всего одного ядерного заряда против США, а также ответные меры президента в случае такого применения.
«Выйдя из Белого дома и направляясь к машине, я боялся, что мы погубим мир в его нынешнем виде, если не предотвратим такое развитие событий», - сказал Макнамара. Гибели мира они не допустили, и после этого Москва и Вашингтон долгие годы избегали прямой и опосредованной конфронтации.
Благодаря ядерному оружию удалось не допустить обычных войн между тогдашними мировыми сверхдержавами. Но ни той, ни другой стране никогда не нужны были имевшиеся у них 10 с лишним тысяч ядерных боезарядов. По словам Макнамары, нескольких сотен боеголовок было тогда вполне достаточно. И уже тем более достаточно теперь. Сегодня Соединенные Штаты не могут себе позволить такую роскошь как чрезмерное увеличение своих ядерных сил. И это в нынешних условиях настоящее благо.