Правительство Харпера выслало сотрудников российского посольства после того, как офицеру канадской военной разведки были предъявлены обвинения в передаче секретов иностранному государству, о чем удалось узнать The Globe and Mail.
Имена двоих российских дипломатов, включая военного атташе, а также двоих сотрудников из технического состава посольства были вычеркнуты из официальных списков дипломатических, консульских и прочих иностранных представителей, признаваемых Оттавой.
Канадское правительство официально не подтвердило сообщения СМИ о том, что Россия получала секретную информацию от младшего лейтенанта Джеффри Пола Делайла (Jeffrey Paul Delisle), которого сегодня обвиняют в передаче секретов «иностранному ведомству».
Его обвинили в понедельник в рамках канадского Закона об информационной безопасности, и сейчас он находится в заключении в Галифаксе, ожидая судебного решения об освобождении под залог, которое может быть принято 25 января.
Читайте также: "Красный рассвет" над Канадой?
Это дело может привести к осложнению в российско-канадских отношениях в момент, когда две страны стремятся к укреплению своих позиций в гонке за арктические природные ресурсы. Обвинение в том, что в рядах канадских вооруженных сил находится шпион, может навредить репутации этой страны среди ее союзников.
Российское посольство в Канаде опровергло предположения о том, что высылка дипломатов и прочих сотрудников стала возмездием за случай с Делайлом, заявив, что их отъезд это обычная ротация командированных за рубеж посольских работников. Посольство отметило, что данные сотрудники вернулись в Россию в конце 2011 года.
«У них закончился срок контракта. Вот и все, - заявил представитель российского посольства. – Это плановая замена дипломатического состава».
Однако The Globe and Mail удалось узнать, что Канаду в связи с этим якобы шпионским делом покинули сразу несколько сотрудников посольства, а не один.
Представитель российского посольства признал, что из страны недавно уехали три сотрудника, заявив при этом, что их отъезд был плановым. Вот имена этих людей:
- подполковник Дмитрий Федорчатенко, помощник военного атташе;
- Константин Колпаков, атташе;
- Михаил Никифоров, административно-технический сотрудник посольства.
Посольство не дало четкого объяснения по поводу исключения из канадских официальных списков дипломатических, консульских и прочих иностранных представителей четвертого имени - Татьяны Стекловой, которую относили к «административно-техническому составу».
По состоянию на 18 января все четыре имени были в официальных списках Министерства иностранных дел. 19 января они из этих списков исчезли.
Доцент политологии из Королевского военного колледжа Кристиан Лойпрехт (Christian Leuprecht) заявил, что у Канады есть мощные побудительные мотивы для того, чтобы как можно меньше привлекать внимание к любым высылкам людей и избегать возможной эскалации репрессий и дипломатических скандалов.
Читайте также: Канада намного отстает от России в гонке за арктические морские пути и территории
«Канадское правительство не хочет ввязываться в кампанию взаимных обвинений и репрессий, какую вот уже почти три года ведут правительства Британии и России, постоянно высылая из своих стран дипломатов в качестве взаимных карательных мер», - сказал он.
«Скорее всего, правительство пытается тихо урегулировать данный вопрос, и вполне возможно, российский МИД получил шанс сохранить лицо … То есть, канадское правительство могло попросить русских откомандировать этих людей, но сделало это без огласки, чтобы сохранить политические взаимоотношения, не превращая ситуацию в скандал».
Глава канадского МИД Джон Бэйрд (John Baird) отказался прокомментировать ситуацию, когда его спросили, причастна ли Канада к тому, что четверых российских сотрудников исключили из официальных списков дипломатических, консульских и прочих иностранных представителей.
«Дело в суде и на контроле у служб национальной безопасности. Я не склонен в данный момент давать комментарии», - заявил министр во время интервью.
По словам бывшего генерального директора службы канадской контрразведки Джеффри О'Брайана (Geoffrey O'Brian), оперативные сотрудники пристально следят за военными атташе в российских посольствах, стараясь понять, кто из них работает в ГРУ, являющемся самым мощным в России ведомством внешней разведки.
Читайте также: Дело о шпионаже во флоте может быть связано с арктическим территориальным спором
«Военные атташе это традиционно та группа военных, к которой принадлежат офицеры ГРУ; поэтому задача этой шпионской игры в кошки-мышки состоит в том, чтобы выяснить, кто из сотрудников аппарата военного атташе является офицером ГРУ, а кто нет», - сказал О'Брайан.
Младший лейтенант ВМС Делайл, оказавшийся в центре истории, которая может стать самым крупным шпионским скандалом в Канаде за полвека с лишним, начал приходить в норму после того, как в возрасте 20 с чем-то лет объявил о своем банкротстве. Он перешел из резерва в кадровый состав и начал постепенно подниматься по карьерной лестнице, вырастая в звании.
Но с конца 2004 года его начали постигать новые неудачи.
Двух его дочерей, которым 10 и 11 лет, сбила машина, когда они гуляли возле дома в предместье Галифакса. Из-за этого одна из них попала в больницу, и семье несколько лет пришлось вести битву за деньги. Моряк справился с трудностями, возникшими в связи с травмами дочерей, да и жена всегда была рядом с ним. Однако судебные документы за последние 13 месяцев говорят о том, что этот семейный союз распался, и что теперь они живут в разных провинциях.
Именно в этот период, утверждает канадская полиция, военнослужащий начал работать на «иностранное ведомство».
Обвинения были предъявлены Делайлу уже после того, как он предпринял попытку начать новую жизнь. На момент ареста он жил с другой женщиной, сохраняя опеку над своими дочерьми. Он окончил Королевский военный колледж, и его назначили на должность в важном разведывательном подразделении в Галифаксе. Но последствия от его былых проблем все равно давали о себе знать.
Судебные документы показывают, что у него по-прежнему были трудности с деньгами. Он не мог получить те 10500 долларов, что были взысканы со сбившего его дочерей человека и находились в доверительной собственности. Из документов (последние были приобщены к делу в ноябре) непонятно, сумел ли он получить хотя бы часть из этих денег.
В подготовке статьи приняли участие Дженнифер Макмиллан (Jennifer MacMillan) и Дэниел Леблан (Daniel Leblanc).