Есть такая тенденция – подчеркивать очевидное, критикуя внешнюю политику Барака Обамы. Иран продолжает беспрепятственное движение к созданию ядерного оружия. Израильтяне и палестинцы ни на йоту не продвинулись в поиске решения, которое бы гарантировало безопасность Израилю и помогло создать действенное и ответственное палестинское государство. Тем временем, полный вывод американских войск из Ирака привел к вспышке межконфессионального насилия, что может поставить под сомнение жизнеспособность Ирака как единого государства, а также создать условия для усиления иранского влияния.
Но политика Обамы в отношении России, или так называемая перезагрузка, остается в основном незамеченной. Это особенно неожиданно и удивительно, поскольку администрация всячески рекламирует эту самую перезагрузку, называя ее одним из главных триумфов своей внешней политики. Многие поверхностные обозреватели, похоже, не осознают, что если бы президента попросили расположить по важности его достижения в области международных отношений, то он наверняка поставил бы «улучшение» российско-американских отношений сразу за убийством Усамы бен Ладена и может быть, после неумело проведенной ливийской операции.
Читайте также: ПРО в предвыборной гонке США и России
Обама хвастается целой серией успехов в деле перезагрузки. Первый среди них это договор о сокращении ядерных вооружений СНВ-3, по условиям которого количество российских и американских стратегических ядерных вооружений ограничивается 1550 боезарядами, а также вводятся ограничения на развернутые и неразвернутые средства их доставки. В Москве Обама договорился о расширении российских маршрутов снабжения, ведущих в Афганистан, по которым сегодня перевозятся разные материалы, за исключением оружия. Более того, когда Обама объявил о перезагрузке, Россия согласилась на дополнительный пакет санкций Совета Безопасности ООН против Тегерана и отказалась поставлять в Иран свои современные комплексы ПВО С-300.
Однако большая часть предполагаемых достижений перезагрузки гораздо менее существенна, чем об этом заявляет Обама. В некоторых случаях эти достижения просто отсутствуют, а если говорить в целом, то это не более чем хорошо продуманный рекламный трюк, маскирующий скудость внешнеполитических успехов в других областях. СНВ-3 не следует считать достижением, если, конечно, его основополагающей целью не является одностороннее разоружение США. Когда договор вступил в силу, у России уже было меньше стратегических ядерных боезарядов и средств их доставки, чем предусмотрено договором. Теперь США приходится сокращать свой арсенал, а Россия свои запасы ядерного оружия наращивает.
Пути снабжения, идущие в Афганистан через российскую территорию и входящие в состав Северной сети доставки, приобретают особую важность в связи с тем, что Исламабад в конце ноября закрыл транзитные коридоры, идущие через Пакистан. Отношения между США и Пакистаном опустились до самого низкой отметки после 11 сентября.
Тем не менее, с российскими маршрутами есть несколько проблем. Во-первых, Россия разрешает НАТО перевозить только несмертоносную технику и оборудование, причем исключительно с Запада в Афганистан, но не в обратном направлении. Во-вторых, Кремль может оказаться столь же непостоянным союзником, как и Пакистан. Представитель России в НАТО пригрозил недавно перекрыть российские транзитные пути в Афганистан, если Соединенные Штаты откажутся пересмотреть в сторону сокращения свои планы ПРО в Европе. И наконец, расширение российских маршрутов усиливает зависимость США от Кремля, который может использовать имеющиеся у него рычаги давления для получения уступок по другим вопросам. В дополнение к ПРО Россия может потребовать от США сократить масштабы сотрудничества с бывшими советскими республиками, входящими в российскую «сферу привилегированных интересов», а также сбавить накал американской критики по поводу демократических недостатков (мягко выражаясь) путинского режима.
Читайте также: Начиная предвыборную кампанию, Путин предупреждает Запад
Более того, совершенно неправильно говорить о том, что Кремль сотрудничает с США по Афганистану по причине перезагрузки. Пожалуй, Россия больше любой другой страны в мире, кроме США, боится возвращения талибов и дальнейшего проникновения исламского фундаментализма в страны Центральной Азии, расположенные по ее южному периметру. Как сказал заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, Москва помогает США в Афганистане, потому что «это служит интересам нашей безопасности».
Что касается Ирана, то здесь перезагрузка не изменила фундаментально позиции России. Пытаясь опровергнуть это утверждение, администрация чаще всего указывает на то, что Кремль поддержал четвертый пакет санкций Совета Безопасности ООН, а также отказался от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Но это отнюдь не свидетельствует о каких-то реальных сдвигах в российской политике. С 2006 по 2008 год Россия три раза поддерживала санкции против Ирана. Но с началом перезагрузки три года тому назад Россия поддержала всего один пакет многосторонних санкций.
Фактически Россия сегодня выступает против санкций, утверждая, что эта мера себя «исчерпала». Ее непреклонность в данном вопросе в последние месяцы только усиливается. Кремль выступил с осуждением ноябрьского доклада Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в котором были представлены новые доказательства продолжающихся иранских усилий по созданию ядерного оружия в рамках своей программы. Тем временем, российская государственная корпорация атомной энергетики «Росатом» выразила готовность построить в Иране дополнительные ядерные реакторы.
Еще по теме: Внешнеполитическое фиаско Обамы
Безусловно, решение отказаться от поставок современных систем ПВО С-300, которые способны обеспечить прикрытие иранских ядерных объектов и предприятий, было позитивным шагом. Однако это не является результатом перезагрузки; это просто показатель того, что Кремль проявляет некое подобие предусмотрительности. Он не хочет, чтобы Иран при помощи поставленной из России военной техники убивал израильских и американских летчиков в случае нанесения удара по иранским ядерным объектам. Есть также свидетельства того, что у Москвы были и другие причины отказаться от контракта на поставку С-300. Отказ мог стать результатом взаимной договоренности с Израилем, в соответствии с которой Кремль брал на себя обязательство не поставлять С-300 в Иран и самолеты МиГ-31 в Сирию, а Израиль соглашался поставить России свои беспилотники. Более того, стремление России продать Тегерану другие системы вооружений снижает значимость отказа от поставок комплексов С-300. В последнее время Россия отправила в Иран партию современных передатчиков помех РЛС.
Решительно превознося перезагрузку, администрация Обамы также пытается преуменьшить значение российских угроз нацелить свое оружие на элементы американской ПРО в Европе, разместить оперативно-тактические баллистические ракеты в Калининградской области и разработать новые системы вооружений, нацелив их на Соединенные Штаты и их союзников. Более того, Москва блокирует санкции против Сирии и продолжает поставлять оружие режиму Асада.
Но республиканские кандидаты должны поднять вопрос о России по причинам, не относящимся к неправильным представлениям президента Обамы о перезагрузке. Массовые декабрьские протесты в Москве и других городах до основания потрясли режим Путина. В сентябре премьер-министр Путин и его непостоянный соперник президент Дмитрий Медведев без зазрения совести объявили о том, что поменяются местами после мартовских президентских выборов, и открыто признались, что приняли такое решение «несколько лет назад». Это доказывает, что все президентство Медведева было лишь фасадом, создающим иллюзию соревновательной политики.
Спустя три месяца после наглого заявления Путина о намерении вернуться в Кремль в России 4 декабря состоялись парламентские выборы. Массовые вбросы бюллетеней, организованные в ходе голосования, позволили путинской партии «Единая Россия» обманным путем завоевать большинство мандатов. Это второе событие, произошедшее вслед за первым, возмутило многих россиян, выведя их из состояния политической апатии. После этого десятки тысяч людей дважды выходили на митинги на улицы Москвы. В предстоящие недели должны состояться новые демонстрации.
Даже если протесты утихнут, лежащее в их основе недовольство косной и все более неэффективной системой путинского правления останется, и обязательно будет усиливаться при отсутствии содержательных реформ. Мартовские президентские выборы могут стать точкой воспламенения. Явно сфальсифицированная победа Путина с преимуществом в 60-70 процентов голосов вкупе с исключением из гонки настоящих оппозиционных кандидатов создаст условия для возникновения взрывоопасной ситуации, в которой правящий режим вполне может прибегнуть к насилию.
Впервые за десять с лишним лет Россия находится на грани глубоких перемен, и кандидатам от Великой старой партии следует выразить свою поддержку зарождающемуся в стране демократическому движению. При этом не следует игнорировать склонность президента Обамы к преувеличению, а в некоторых случаях и к фабрикации достижений перезагрузки, а также его отказ замечать ненадлежащее поведение России. Напротив, необходимо критиковать наиболее очевидные внешнеполитические провалы администрации.
Дэниел Вайдич исследователь из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute).