Пентагон планирует активизировать разведывательную деятельность против высокоприоритетных целей, таких как Иран, и для этого осуществляет реорганизацию своей разведки, которая направлена на расширение деятельности военного шпионажа и переносе усилий за пределы зон военных действий. Об этом в понедельник сообщил высокопоставленный представитель военного ведомства.
Создаваемая в его рамках новая организация под названием Тайная служба Министерства обороны (Defense Clandestine Service) будет тесно взаимодействовать с ЦРУ. Таким образом, часто соперничавшие между собой ведомства будут работать в паре. Эти усилия направлены на активизацию разведывательной деятельности за рубежом в момент, когда задачи ЦРУ и военных все больше сближаются.
По словам военного представителя, данный план был разработан в результате секретного исследования, проведенного в прошлом году под руководством директора национальной разведки. Авторы исследования пришли к выводу, что военным необходимо сосредоточить усилия своей разведки на более важных целях, выйдя за рамки тактических расчетов и соображений, касающихся Ирака и Афганистана.
Новая служба будет "делать так, чтобы ее сотрудники находились в нужных местах, дабы соответствовать этим требованиям", - сказал военный представитель, сообщивший о "переориентации" секретной деятельности агентурной военной разведки на условии соблюдения анонимности.
Он отказался сообщить подробности о том, в каких направлениях будут осуществляться эти изменения, хотя известно, что в последние годы среди основных и неотложных вопросов разведки были борьба с терроризмом, нераспространение и усиливающиеся державы, такие как Китай.
Создание новой службы также совпало с новыми назначениями целого ряда высокопоставленных руководителей из Пентагона, имеющих богатый опыт разведывательной работы и твердое мнение относительно того, в чем заключаются ошибки и недостатки военных шпионских программ, которые люди из ЦРУ считают крайне неэффективными.
Министр обороны Леон Панетта, подписавший на прошлой неделе распоряжение о создании новой службы, работал директором ЦРУ в период, когда это ведомство широко использовало в своей борьбе с "Аль-Каидой" военную технику, такую как беспилотные летательные аппараты.
Заместитель министра обороны по разведке Майкл Викерс (Michael Vickers), ставший главной движущей силой этих перемен, хорошо известен как один из авторов программы ЦРУ по вооружению исламских боевиков, которые в 1980-е годы изгнали Советы из Афганистана. В прошлом он служил в американских войсках специального назначения.
Перестройка отразится на нескольких сотнях оперативных сотрудников военной разведки, которые в настоящее время занимаются шпионской работой за рубежом, действуя в основном от Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО), которое является главным ведомством Пентагона по ведению агентурной разведки и аналитической деятельности.
Представитель Пентагона отметил, что в предстоящие годы в связи с созданием новой службы количество оперативных сотрудников увеличится "с нескольких сотен еще на несколько сотен". Из-за провокационного названия нового подразделения он постарался снять озабоченность тех, кто считает, что Пентагон стремится узурпировать функции ЦРУ и его Национальной тайной службы.
Это "не означает привлечение новых людских ресурсов … не означает появление новых полномочий", сказал он. По его словам, РУМО просто расставляет новые акценты в своей деятельности, "поскольку мы выходим из зон военных действий и стараемся предугадать новые потребности на предстоящие несколько лет".
Представители Конгресса заявили, что хотят увидеть больше деталей нового плана.
"Мой вопрос - зачем это? Чего не хватает сейчас, и что происходит?" - спросил высокопоставленный сотрудник Сената, которого в предварительном плане ознакомили с новой службой.
В некотором отношении общие очертания этого плана чем-то напоминают усилия Пентагона во времена министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald H. Rumsfeld), направленные на то, чтобы отдать военным те области разведки, которые давно уже являются сферой деятельности ЦРУ.
Однако второй представитель Конгресса, также не уполномоченный обсуждать новую программу публично, заявил, что благодаря координации нового плана, в рамках которого деятельность РУМО будет больше походить на работу ЦРУ, удалось устранить некоторые давние проблемы и озабоченности.
"Если это попытка того рода, что мы наблюдали в годы Рамсфелда, когда он пытался укрепить агентурную деятельность, дабы иметь более мощный защитный бастион от того, что делает ЦРУ, то это должно вызывать опасения, - заявил представитель Конгресса. - Но я думаю, что происходит нечто иное".
Информация о новом плане прозвучала спустя неделю после того, как высокопоставленного офицера сухопутных войск США, имеющего обширный опыт службы в спецназе и борьбы с боевиками в Ираке и Афганистане, назначили новым начальником РУМО.
Служа в Афганистане, генерал-лейтенант Майкл Флинн (Michael T. Flynn) выступил с резкой критикой разведывательной деятельности в этой стране, заявив, что специалисты по сбору информации чрезмерно зациклены на военных угрозах, и не понимают более масштабный демографический и политический контекст, в рамках которого идет война.
Как заявил представитель Пентагона, в новую Тайную службу Министерства обороны войдет около 15 процентов должностных лиц из РУМО. Новые, более четко разграниченные карьерные возможности дадут офицерам разведки больше шансов для продолжения своей работы за рубежом.
Новая служба вполне укладывается в рамки тенденции на сближение между разведывательными ведомствами. Американские силы специального назначения все чаще занимаются сбором разведывательной информации за рубежом и взаимодействуют с ЦРУ по целому ряду вопросов, включая нападение на дом Усамы бен Ладена в Пакистане и продолжающиеся атаки беспилотников в Йемене.
Сближение наблюдается и в рядах руководства разведывательных организаций. Панетта раньше работал директором ЦРУ, а сейчас этот пост занимает генерал армии в отставке Дэвид Петреус (David H. Petraeus).