В настоящий момент Организация объединенных наций обдумывает содержание договора, в соответствии с которым будут введены существенные ограничения на международную торговлю оружием. Текст законопроекта настолько расплывчатый, что назначенному Обамой судье не потребуется много времени для расширения границ договора с целью добиться контроля на внутреннем рынке вооружений. Если американские юристы не перестанут оглядываться на международное сообщество в принятии решений в сфере внутренней политики, то нам всем можно будет попрощаться со Второй поправкой.
На прошедшей неделе Генеральная Ассамблея ООН начала формальное обсуждение условий Договора о торговле вооружениями, который призван установить «всеобщие международные нормы, касающиеся импорта, экспорта и перевозки традиционных вооружений». Рамки законопроекта довольно обширные. Он будет включать в себя условия торговли танками, военными машинами, самолетами (включая истребители), кораблями, подводными лодками, ракетами и боеприпасами. Он будет регулировать импорт, экспорт, перевозки вооружений, посредничество, производство по зарубежной лицензии и передачу технологий. Предлагаемый проект договора предписывает государствам «предпринять необходимые законодательные и административные шаги для адаптации в случае необходимости национальных законов и нормативно-правовых актов, чтобы иметь возможность исполнять обязательства по этому договору».
Администрация Джорджа Буша выступила против принятия этого договора, когда он впервые был выдвинут на рассмотрение в 2006 году. Администрация Обамы, напротив, поддерживает его принятие. Это вызвало вполне обоснованные опасения на Капитолийском холме. На прошлой неделе более 125 членов Конгресса подписались под письмом, адресованным президенту Обаме и Госсекретарю Хиллари Клинтон, выступая против текста проекта договора, который, по их словам, «может представлять собой серьезную угрозу национальной безопасности нашего государства, нашей внешней политике и экономическим интересам, а также нашим конституционным правам». В частности члены Конгресса обеспокоены условиями международного договора о торговле вооружениями, посягающего «на основополагающее право человека на хранение и ношение оружия, защищаемое Второй поправкой к Конституции США, а также на право человека на самозащиту, на котором Вторая поправка основывается». Члены Конгресса считают, что в рамки Договора о торговле вооружениями «не следует включать оружие малых калибров, ручное оружие и соответствующие боеприпасы».
Сторонники Договора о торговле вооружениями настаивают на том, что, поскольку условия договора будут распространяться только на международную торговлю, он не может представлять собой угрозу правам человека на ношение оружия. Если не принимать во внимание эту пропаганду, защитники Второй поправки имеют полное право относиться к договору с подозрением. В ходе недавних споров вокруг пункта о регулировании торговли Конституции США подчеркивалось, что товарам и услугам необязательно пересекать границы штата, чтобы считаться «междуштатными». Позже согласно постановлению Верховного суда рамки этого термина были расширены до любых видов торговли, которые затрагивают междуштатные рынки, пусть даже косвенно – на практике это означало всю торговлю. Ратифицированный договор с конституционными полномочиями может быть интерпретирован таким образом, что любые виды оружия, собранные из произведенных за рубежом деталей – или такие, которые могут однажды пойти на экспорт или повлиять на всеобщий рынок вооружений – могут считаться частью «международной» торговли.
Также высказываются опасения, что границы Договора о торговле вооружениями настолько широкие, неопределенные и размытые, что его можно будет использовать в качестве политического инструмента, чтобы помешать законным продажам и перевозкам оружия, осуществляемым США в такие страны как Израиль и Тайвань. Некоторые сторонники договора считают, что в договоре должны содержаться пункты, касающиеся прав человека, международного гуманитарного права и «устойчивого развития», которые на практике могут помешать реализации глобальной стратегии США и противоречить их национальным интересам. Окончательный вариант договора будет готов через несколько недель, но, даже если в него внесут значительные изменения, Договор о торговле вооружениями ООН станет ударом для Америки.