Спустя 16 месяцев c начала восстания в Сирии США все еще не имеют ясного представления об оппозиционных силах внутри страны, сообщают американские официальные лица, которые также говорят, что нехватка разведданных мешает усилиям по поддержке процесса свержения сирийского президента Башара Асада (Bashar al-Assad).
Американская разведка в последние месяцы приложила больше усилий по сбору информации о силах повстанцев и режиме Асада, но ей все еще приходится по большей части ограничиваться расшифровкой перехваченных сообщений и наблюдением за конфликтом с расстояния, заявили официальные лица.
Интервью с рядом представителей американской и других служб разведок показали, что ЦРУ не сумело закрепиться в Сирии, что сильно отличается от той важной роли, которую служба сыграла в сборе информации в Египте и Ливии во время восстаний.
Без агентов на сирийской земле, обладая лишь горсткой специалистов на ключевых пограничных постах, ЦРУ сильно зависит от коллег из Иордании и Турции, а также от других союзников в регионе.
Нехватка разведданных затрудняет способность администрации Обамы управлять кризисом, дающим возможность сместить давнего противника США, но представляющим риск в случае поддержки Америкой повстанцев, симпатизирующих «Аль-Каиде» или воинственному исламу.
По словам официальных лиц, администрация пытается найти способы расширить «несмертоносные» методы поддержки.
«Но нам сначала необходимо понять, кто там находится. На самом деле, мы этого не знаем», - заявил американский представитель м выразил обеспокоенность существующими пробелами в разведданных. Он, как и многие другие люди, давшие интервью для этой статьи, говорил на условии анонимности в связи с тем, что речь шла о разведке. «Ведь это - не новая война, действия там продолжаются уже 16 месяцев», - отметил он.
Отсутствие ясности также подогревает беспокойство среди союзников США в регионе - относительно того, кто будет контролировать Сирию в случае падения Асада. Даже несмотря на желание арабских спецслужб помочь повстанцам свергнуть Асада, «процесс исследования все еще находится на ранних стадиях», рассказал представитель разведки с Ближнего Востока, настоявший на анонимности комментариев по поводу вовлеченности его страны в сирийский кризис.
Иностранный представитель выразил тревогу о том, что оппозиция может оказаться под контролем исламистов, стремящихся создать правительство «Братьев - мусульман» после ухода Асада.
«Мы думаем, что это - точка зрения большинства, по крайне мере - тех, кто сражается на улицах», - отметил представитель.
ЦРУ стало гораздо сложнее работать в Сирии после февральского решения закрыть американское посольство в Дамаске, заявили официальные лица. В отличие от Ливии, где повстанцы быстро установили контроль над восточной половиной страны, сирийские оппозиционные группы оказались неспособны захватить территорию, которая могла бы служить опорой для команд ЦРУ.
Несмотря на ограничения, президент Обама предоставил агентству полномочия по оказанию помощи антиправительственным силам в Сирии через серию тайных операций, для осуществления которых необходимо разрешение президента.
Управление предоставило оппозиционным группам связное оборудование, способное шифровать данные, что, вероятно, позволяет США отслеживать их переговоры. Небольшая группа из шести-семи сотрудников ЦРУ, базирующихся на турецко-сирийской границе, согласно американским источникам, проводит работу по проверке оппозиционных лидеров и координирует поставки оборудования и медикаментов.
По словам официальных лиц, ЦРУ не участвует в поставках оружия, несмотря на то, что это агентство делилось разведданными с другими странами, включая Саудовскую Аравию и Катар, которые поставляют оружие повстанцам.
По мнению американских и ближневосточных источников, другие страны, включая Иорданию и ОАЭ, заявляли о желании помогать деньгами, а не оружием, в связи с опасениями, что то же вооружение в какой-то момент может быть использовано против умеренных арабских правительств, Израиля, а также этнических или религиозных меньшинств в Сирии.
Эти опасения, вероятно, помогают объяснить, почему оппозиционные группы вооружены хуже, чем правительственные силы, несмотря на поддержку США и нескольких самых мощных стран региона.
Несмотря на критику со стороны республиканцев, администрация не желает и далее втягиваться в еще один ближневосточный конфликт. Но, объясняя свою сдержанность, представители администрации также приводят в качестве причины нынешнюю неразбериху по поводу состава групп, выступающих против Асада.
«В вопросе предоставления оружия оппозиционным группам у США довольно неоднозначная история – мы в настоящий момент как раз ведем борьбу с одной из этих групп», – рассказал один представитель администрации. Речь идет о принятом в 1980-е году решении обеспечить оружием повстанцев в Афганистане. Позднее эти повстанцы превратились в «Аль-Каиду». «Необходимо, действительно, продумать побочные эффекты принятия подобного решения», - сказал собеседник, добавив, что в Сирии «может быть значительное количество экстремистских элементов».
«ЦРУ и другие организации пытаются собрать о них больше данных, - продолжил собеседник. - Но проблема в том, что без реального доступа в Сирию сложно точно определить, кто они такие».
Пытаясь найти другие способы ослабить позиции Асада, ЦРУ и другие разведывательные службы прикладывают больше усилий к перекрытию потоков поставок оружия режиму из Ирана. Источники также упомянули взрыв, в результате которого на прошлой неделе были убиты четверо представителей ближайшего окружения Асада, как свидетельство того, что оппозиция обладает все большими возможностями даже без применения смертоносной силы со стороны США.
По их словам, разведка по некоторым аспектам конфликта в Сирии улучшилась. Такие события, как продвижение сил повстанцев и дезертирство в среде правительственных вооруженных сил, прослеживаются удаленно через спутниковые снимки, перехваченные звонки и электронные письма.
Аналитики американской разведки предполагают, что взрыв в Дамаске был осуществлен инсайдером с доступом к высокопоставленным сотрудникам сирийских служб безопасности. В отличие от серии взрывов, произошедших в начале года, последний инциндент не связывают с «Аль-Каидой».
Несмотря на то, что разведданные об оппозиции неполные, «мы знаем гораздо больше, чем раньше», заявил высокопоставленный представитель администрации, помогающий в разработке политики по отношению к Сирии. «Мы определяем ключевых лидеров, и их очень много. Мы налаживаем с ними контакты и поддерживаем связь», - добавил он.
Многие подвергают сомнению подобные утверждения.
«Обнаруженные лидеры были идентифицированы Турцией и Иорданией, - сообщил другой чиновник. - Это произошло не из-за тех, кого мы знаем. Это было достигнуто благодаря взаимодействию».
Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Rodham Clinton) и другие высокопоставленные американские чиновники встречались с несколькими оппозиционными лидерами. Но чиновники назвали Свободную сирийскую армию и другие группы неорганизованным фронтом, сильно отличающимся от объединенного Переходного национального совета в Ливии.
Через несколько недель после начала кровопролития в Ливии ЦРУ внедрило в страну своих агентов, чтобы установить контакты с оппозиционными группами и позже обеспечить безопасность объектов с химическим оружием. Поддерживаемая Ираном Сирия считается гораздо более серьезным противником в сфере шпионажа. Также существуют предположения, что в Сирии гораздо больше химического оружия, чем в Ливии.
Представители Конгресса США заявили, что требовали от ЦРУ предоставления более подробной информации о планах по обеспечению безопасности объектов с химическим оружием в Сирии, но им было отказано.
«Мы продолжаем задавать вопросы, - заявил представитель Конгресса, которому запрещено открыто обсуждать столь чувствительные вопросы. - Но нам ничего не говорят».
Тревога о том, что союзники «Аль-Каиды» могут заполучить подобное оружие во время хаоса, сопровождающего смену режима в Дамаске, является одним из главных опасений представителей американских сил по борьбе с терроризмом. По их словам, «Аль-Каида» расширила присутствие в Сирии за последние полгода, однако она составляет лишь малую долю в среде оппозиционеров, и существуют свидетельства того, что ее бойцы уже не вливаются в ряды повстанцев настолько же незаметно, как это было в начале войны.
Повстанцы стараются держаться в стороне от «Аль-Каиды», оставляя организацию «без связи с остальной оппозицией», сказал американский военный, знакомый с последними исследованиями ЦРУ.