Соединенные Штаты находятся в зависимости от поставок российских ракетных двигателей для космических стартов. Подобная зависимость плохо вписывается в американскую программу запусков в интересах национальной безопасности, которая включает в себя вывод на околоземную орбиту разведывательных спутников, включая системы раннего обнаружения стартов ракет с обычными и ядерными боеголовками. Кроме того, коммерческая договоренность с российским производителем ракетных двигателей подрывает санкции, введенные из-за агрессии Москвы на Украине, и выгодна людям из близкого окружения президента Владимира Путина.
Американо-российские отношения за последние несколько лет прошли путь от «перезагрузки» до нынешнего мусорного уровня, и почему в таком случае Соединенные Штаты все еще продолжают закупать ракетные двигатели РД-180 для оснащения ими ракет?
По данным представителей военно-воздушных сил, основного куратора космических запусков в интересах национальной безопасности, существует необходимость в закупке еще большего числа российских двигателей, поскольку Соединенные Штаты не смогли обеспечить разработку и производство ракетных двигателей следующего поколения. Это не так, утверждает другая сторона и указывает на то, что несколько американских компаний, по словам их руководителей, способны в ближайшем будущем поставлять альтернативные двигатели. Фирма SpaceX, производящая в Соединенных Штатах свои собственные двигатели, также регулярно и с необходимой надежностью осуществляет космические запуски, и, как говорят, ее аппараты способны выводить на низкую околоземную орбиту большее количество полезного груза, чем широко используемые ракеты Atlas V, оснащенные российскими двигателями.
Подобный вариант решения, казалось, стал очевидным в декабре, когда Конгресс одобрил соответствующий закон о запрете использования российских двигателей для запусков в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов. Закон об ассигнованиях на национальную оборону (National Defense Authorization Act) на 2015 финансовый год запрещает использовании этих двигателей после 2019 года. Принятый закон также предоставил 220 миллионов долларов на разработку ракетных двигателей, способных заменить российские установки. Таким образом, эта история должна была бы закончиться.
Однако фирме United Launch Alliance, совместному предприятию компаний Boeing и Lockheed, нравится, как все сегодня работает. Она осуществляет запуски, среди прочего, в интересах военно-воздушных сил и НАСА с помощью двигателей РД-180, устанавливаемых на первую ступень ракет Atlas V. Фирма United Launch Alliance начала новую кампанию для того, чтобы получить возможность продлить использование российских ракетных двигателей, по крайней мере, до 2022 года.
Споры на Капитолийском холме по поводу ракетных двигателей РД-180 вызывают два вида опасений. Первое относится к вопросам национальной безопасности. Военно-воздушные силы и фирма United Launch Alliance утверждают, что в случае прекращения закупок двигателей РД-180 варианты их внутреннего замещения, возможно, не будут поставлены вовремя (и, кроме того, они хотят получить такие же гарантии надежности, которые обеспечиваются дополнительными поставками российских двигателей). Отставание в сроках поставки ракетных двигателей местного производства могут негативно повлиять на программу запусков в интересах национальной безопасности, и в результате Соединенные Штаты окажутся в ситуации опасной уязвимости, тогда как возможности осуществления космических запусков Китая и других стран постоянно растут.
С другой стороны звучат предупреждения относительно того, что зависимость от российских двигателей особенно опасна, поскольку президент Путин может в любой момент прекратить поставки, как Россия уже угрожала сделать это в прошлом. Критики также указывают на то, что российские двигатели РД-180 изготавливаются НПО Энергомаш, а это почти полностью государственное предприятие, частично финансируемое российскими банками — в том числе банком «Россия» и Газпромбанком, которые подпадают под действие американских санкций.
Если не принимать во внимание опасения по поводу безопасности, то нужно учитывать, что в настоящее время ведется коммерческая борьба между уже существующими и новыми фирмами, способными обеспечивать космические старты. Поскольку правительство Соединенных Штатов больше не имеет своих собственных ракет, оно платит частным компаниям, в том числе и фирме United Launch Alliance, совместному предприятию компаний Boeing и Lockheed Martin, за космические запуски.
Но еще одна компания, а именно SpaceX, ожидает получения сертификата военно-воздушных сил для своей ракеты Falcon 9, в которой используется комплект из 9 собственных двигателей для увеличения ее мощности. Если судить на основании технической статистики, опубликованной фирмой United Launch Alliance, то это больше, чем основные показатели ракеты Atlas V, оснащенной российскими двигателями РД-180. По мнению представителей компании SpapeX, тяжелая ракета Falcon, которая будет представлена в конце этого года, будет «в два раза» превосходить по тяге наиболее мощные ракеты, используемые в настоящее время. Представители Aerojet Rocketdyne, еще одной американской фирмы, говорят, что ее двигатель AR-1 будет готов в 2018 или в 2019 году. Другой американский производитель — компания Blue Origin — утверждает, что его двигатели будет производиться уже в 2017 году.
На фоне заявлений конкурентов те люди, поддерживающие использование двигателей РД-180, лоббируют продолжение зависящих от России космических стартов до середины 2020-х годов. Они говорят о том, что для осуществления космических запусков будут использоваться те российские двигатели, заказы на которые фирма United Launch Alliance разместила еще до аннексии г-ном Путиным Крыма в начале 2014 года.
Однако появившаяся недавно информация о том, что люди из близкого окружения г-на Путина получают большие доходы от продажи двигателей РД-180 (они вздувают цены на эти двигатели и получают другие виды доходов через различных посредников), наносит ущерб сторонникам использования российских ракет. После публикации сообщения агентства Reuters в ноябре 2014 года о закупке двигателей РД-180, сенатор Джон Маккейн в своем заявление отметил, что у него уже давно были подозрения относительно того, что американские налогоплательщики «платят миллионы долларов компаниям, которые, возможно, вообще ничего не производят, а просто служат в качестве средства для обогащения коррумпированных бизнесменов, связанных с Владимиром Путиным».
Давайте ясно скажем: никто не должен принижать значение озабоченности со стороны военно-воздушных сил относительно надежного доступа в космос. И, несмотря на отдельные угрозы в Москве по поводу прекращения поставок двигателей РД-180, пока еще сообщений об их задержке не было. Москва отчаянно нуждается в твердой валюте.
Но зачем направлять дополнительные сотни миллионов долларов испытывающей проблемы с наличностью России, когда ракетные двигатели трех американских компаний будут способны выполнять ту же самую работу по выводу грузов на орбиту, что и российские двигатели, используемые в ракетах Atlas V? Один запуск произведенной в Америке ракеты обходится примерно в 100 миллионов долларов, тогда как один запуск ракеты фирмы United Launch Alliance стоит 400 миллионов долларов — и это может быть неплохой сделкой по многим причинам.
Г-н Вахид является председателем правления и генеральным директором фирмы Arcanum Global, занимающейся вопросами стратегической разведки.