Оказавшийся в сложном положении энергетический концерн пытается укрепить свои позиции, вступив в союз с государственным концерном «Роснефть». Альянс с русскими обеспечивает британской компании доступ к месторождениям в Арктике. Это было большим сюрпризом, когда глава BP Боб Дадли (Bob Dudley) словно фокусник, достающий кролика из шляпы, поздно вечером в прошлую пятницу сообщил эту новость. В Европе было уже 22:00, когда Дадли на пресс-конференции в Лондоне объявил о масштабном стратегическом альянсе с российским государственным концерном «Роснефть». Перед этим Дадли был принят в Москве российским премьер-министром Владимиром Путиным, благословившим создание этого союза.
После разрушительной катастрофы в прошлом году на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе, ответственность за которую взяла на себя BP, крупнейшее британское предприятие оказалось в очень сложном положении, и альянс с Роснефтью теперь должен немного разрядить ситуацию. Британцы в лице Роснефти получают важного и надежного акционера, и это произошло на фоне активно распространявшихся в последние месяцы слухов о том, что компания BP может быть поглощена одним из конкурентов. Русские получают 5% активов голосующих обыкновенных акций на сумму около 7,8 миллиарда долларов. В ответ на это компания BP, являющаяся по размеру запасов вторым частным энергетическим концерном в мире, становится владельцем 9,5% акций Роснефти – ведущей нефтяной компании России.
«Это первый альянс, соответствующий 21-у веку. Он основан на перспективах будущего, а не на наследии прошлого», - заявил глава BP Дадли, выступая перед журналистами в Лондоне.
Россия уже сейчас является для BP важнейшей страной для добычи нефти. Конечно, в прошлые годы BP имела опыт непредсказуемого сотрудничества в России. По поводу контролируемого вместе с российскими инвесторами совместного предприятия ТНК-BP в течение долгих лет велись ожесточенные споры. Сам Дадли принимал в этом участие как высокопоставленный менеджер BP, и он даже был выслан из страны.
За счет создания союза с Роснефтью BP получает доступ к еще не разработанным месторождениям нефти и природного газа в российской части Северного ледовитого океана. Эти запасы становятся все более важными для BP. Подобно конкурентам вроде Shell и других западных концернов BP испытывает сложности с тем, чтобы гарантировать долгосрочные поставки энергоносителей. В Соединенных Штатах, представляющих собой крупнейший растущий рынок для британского концерна, перспективы BP после катастрофы в Мексиканском заливе стали неопределенными. Поэтому британцы все больше поворачиваются в сторону России.
Вместе с тем обмен активами также свидетельствует о том, что такие государственные концерны как «Роснефть» зависят от специальных технических знаний частных конкурентов, в том числе и BP, если они хотят разрабатывать предполагаемые нефтяные богатства на арктическом шельфе. Возникшая по причине халатности катастрофа BP в Мексиканском заливе не пугает русских. Вместо этого президент Роснефти Эдуард Худайнатов с похвалой отозвался «о большом опыте и специальных знаниях» компании BP в области разработки рискованных шельфовых месторождений. По его словам, новый партнер извлек уроки из нефтяной катастрофы в Америке. Соединенные Штаты и Норвегия продолжают добычу нефти в Арктике, и это связано с очень серьезными рисками для окружающей среды.
Роснефть за счет обмена активами укрепила свои позиции на международном уровне. Оба предприятия объявили о том, что они хотят более тесно сотрудничать и за пределами России. Им уже принадлежат равные доли нефтеперерабатывающего предприятия Ruhr Oel.
«Российские компании стремительно занимают места в первых рядах международной энергетической отрасли», - подчеркнул Игорь Сечин – председатель совета директоров Роснефти и одновременно вице-премьер российского правительства, курирующий энергетические вопросы.
Российский государственный концерн, однако, не самый подходящий партнер, если BP хотела бы получить вливание капиталов для того, чтобы погасить возникшие в связи с катастрофой в Мексиканской заливе долги. Пока неизвестны доли расходов обеих компаний при освоении арктических проектов. Оба предприятия убеждены в том, что их акции недооценены. Поэтому было предложено провести обмен активами.
Роснефть в течение долгого времени пыталась справиться с высокой задолженностью, которая возникла из-за сделанных ей приобретений. В конце сентября прошлого года чистый долг концерна приблизился к 14 миллиардам долларов, тогда как прибыль до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений составила 9,5 миллиарда долларов. Более тесное сотрудничество Роснефти и BP может также привести к конфликту интересов с компанией ТНК-BP.