ВАШИНГТОН (Reuters) – Небольшая алабамская фирма собирается заявить протест против планов Сухопутных войск США заключить с российским правительственным агентством эксклюзивный контракт на приобретение вертолетов, заявляя, что могла бы выполнить эту работу быстрее и дешевле, если бы ей позволили принять участие в этой сделке на конкурентной основе.
С 2001 года правительство США уже выложило почти миллиард долларов на приобретение у своего бывшего противника по холодной войне вертолетов для Афганистана, Ирака и Пакистана; такой подход вызывает активное недовольство у законодателей США, которые хотели бы, чтобы Пентагон приобретал вертолеты американского, а не российского производства. Конгрессмены в свое время подтолкнули компанию Sikorsky Aircraft, подразделение корпорации United Technologies Corp. (UTX.N), опротестовать эту практику – впрочем, без особого успеха.
Теперь другой американский посредник, занимающийся поставками российского оборудования, выступает против плана США заключить контракт с российским правительственным агентством на сумму до 400 миллионов долларов на внеконкурсной основе.
Бывший начальник управления военных закупок Пентагона Джон Юнг (John Young) заявил агентству Reuters, что администрация Обамы не должна отклоняться от своей задачи – поддерживать конкуренцию везде, где это только возможно. Все прочее, по его словам, «плохо для налогоплательщиков и для вооруженных сил США».
Частная компания Defense Technology Inc (DTI), с годовым объемом продаж около 70 миллионов долларов, планирует обратиться с официальным протестом в Главное бюджетно-контрольное управление (Government Accountability Office (GAO)) или подать иск в Федеральный претензионный суд, если Сухопутные войска США будут упорствовать в своей практике заключения сделок на внеконкурсной основе, заявил представителю Reuters президент компании Марк Юнг (Mark Young).
Президент DTI не является родственником Джона Юнга.
В конце 2009 года DTI организовала поставку четырех вертолетов российского производства военно-морскому флоту США за 43 миллиона долларов на особых условиях тендера, а в прошлом году приняла участие в тендере на поставку ВМФ еще 21 вертолета.
Однако в прошлом году ВМФ внезапно отменил конкурентную организацию работы в этой сфере, передав все полномочия Сухопутным войскам США, которые в январе объявили, что не собираются проводить тендер, но планирует заключить контракт на внеконкурсной основе с российским экспортным агентством, ФГУП «Рособоронэкспорт».
Сухопутные войска заявили, что разъяснили Конгрессу причины, оправдывающие эксклюзивное заключение контрактов с российской компаний; однако подробностей представителю агентства Reuters сообщено не было.
Как сообщает DTI, компания уже приобрела четыре вертолета, ныне ожидающих отправки в российском ангаре.
По словам Марка Юнга, DTI могла бы поставить вертолеты в Афганистан в течении двух недель приблизительно за 56 миллионов долларов, тогда как контракт с компанией «Рособороэкспорт» обойдется, вероятно, на несколько миллионов дороже, и к тому же поставки, видимо, будут перенесены на 2012 год.
Юнг заявил, что российский изготовитель вертолетов письменно уведомил DTI, что не сможет поставить дополнительное количество вертолетов в 2011 сверх того, что уже было заказано DTI и другими ныне работающими заказчиками.
По его словам, компания DTI могла бы предложить более низкую цену, чем Рособоронэкспорт, поскольку его компания берет гораздо меньший процент прибыли.
Юнг также отклонил довод военных, что им необходимо работать с Рособоронэкспортом, поскольку речь идет о продаже военной техники, отметив, что прежде приобретение Америкой вертолетов Ми-17 классифицировалось как гражданская торговая сделка.
«Сухопутные войска заявляют, что хотят исключить посредника и работать непосредственно с российским изготовителем; однако Рособоронэкспорт - точно такая же торговая компания, как и мы, - заявил Юнг. – Все, что Сухопутные войска сделали - просто стали работать с более крупным российским посредником».
Некоторые обозреватели также подвергают сомнению решение Вашингтона сотрудничать с компанией «Рособоронэкспорт», на которую с 2006 по 2010 год были наложены санкции Госдепартамента за продажу оборудования Ирану и Сирии.