Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Откуда берутся названия военных операций?

© REUTERS/ Goran Tomasevicавиаудары по силам Каддафи на южной окраине Бенгази
авиаудары по силам Каддафи на южной окраине Бенгази
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главный критерий в подборе кодового названия для военной операции – это его нейтральность: задача состоит в том, чтобы избежать любой значимой символики и показать, что речь идет о вдумчивом военном планировании, а не идеологической войне.

Наугад их выбирают крайне редко.

Франция сыграла решающую роль в том, что Совбез ООН разрешил применение силы против войск полковника Каддафи, и стала первой страной, которая перешла к активным действиям в Ливии. Во Франции военная операция получила название «Харматтан» (сухой и теплый африканский ветер), тогда как в рамках коалиции ее окрестили «Одиссея. Рассвет». Эта статья была написана для того, чтобы рассказать о том, по каким критериям военные дают названия свои операциям.

***

Так откуда вообще берутся эти более или менее образные и где-то даже «романтические» названия военных операций?

Во Франции право называть операции в рамках их планирования и осуществления принадлежит Центру планирования и проведения операций (СРСО), который подчиняется Генеральному штабу вооруженных сил. Главный критерий в подборе названия – это его нейтральность: задача состоит в том, чтобы избежать любой значимой символики и показать, что речь идет о вдумчивом военном планировании, а не идеологической войне.

СРСО также уделяет внимание тому, чтобы в названии не содержалось какой-либо негативной коннотации в адрес затрагиваемой операцией страны или ее религии. Таким образом, во Франции предпочтение зачастую отдается какому-либо местному животному либо природному или географическому явлению. Например, французская миссия в Афганистане называется «Памир», как и один из расположенных в регионе горных хребтов.  

Присвоение названия операции также является неотъемлемой частью административной логики: оно облегчает открытие театра военных действий и является первым этапом в планировании всей кампании. 

Тем не менее, не все названия операций носят нейтральный характер. С развитием СМИ у них появилось особое значение: название может служить инструментом пиара или даже пропаганды, простым и эффективным способом обозначить цели операции или придать ей самую разную символику.

Безграничное правосудие


Вторжение американцев в Афганистан является одним из лучших примеров значимости названия операции или кампании. Всего лишь две недели спустя после терактов 11 сентября Вашингтон был вынужден переименовать кампанию в «Несокрушимую свободу» (Enduring Freedom), так как изначальное название «Безграничное правосудие» (Infinite Justice) слишком явно подчеркивало его желание отомстить в глазах мусульманского мира. В этом случае название открыто указывает на цель операции. Так, одна иранская газета посоветовала американцам «Безграничный империализм», так как, по ее мнению, подобная характеристика лучше всего описывает задачи операции. Объявив о новом названии, Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) также подчеркнул тот факт, что США нужно готовиться к долгой и трудной кампании против терроризма. Наверное, он и сам не ожидал, насколько окажется прав…

Названия американских операций США отражают либо идеологию (операция «Правое дело» по вторжению в Панаму), либо несокрушимый оптимизм «Дяди Сэма» (план государственного переворота в Гватемале в 1954 году окрестили «Успех»), или же вообще включают в себя непонятные животные символы, которые подошли бы скорее американским футбольным командам (например, вовремя войны во Вьетнаме проводились операции «Морской тигр», «Драконье пламя» и «Медвежий коготь»).

Кроме того, названия могут быть и куда более аллегорическими в зависимости от типа операции, к которой они относятся. Так, стратегическая бомбардировка Гамбурга американскими и британскими силами летом 1943 года была нацелена на полное разрушение города: союзники окрестили ее операция «Гоморра» в напоминание о библейском городе, который был уничтожен божественным огненным дождем. Нельзя не отметить и наступление израильской армии на сектор Газа в 2009 году, операцию «Литой свинец». В этом случае израильские власти решили сделать аллюзию на традиционное стихотворение на еврейском празднике Ханука. Начало авиаударов израильских сил пришлось на шестой из восьми праздничных дней.   

Библейские и религиозные мотивы нередко встречаются в названиях операций на Ближнем Востоке. Так, учебные пуски ракет иранской армии называются «Великий пророк» (последний из них состоялся в июле 2009 года).

Не отстает от него и Израиль (операции «Моисей» и «Соломон»), который, тем не менее, в последнее время почему-то решил перейти на времена года: «Дождливое лето» и «Осенние тучи» в Газе в 2006 году, «Теплая зима» в феврале 2008 года.

Коалиции


С учетом роста числа операций, в которых задействовано сразу несколько стран, союзники нередко дают различные названия одной и той же кампании. Так, по чисто практическим соображениям операции сил Европейского Союза всегда начинаются с аббревиатуры EUFOR, за которой следует название соответствующего географического региона (EUFOR Конго, EUFOR Чад…). В то же время у операции французских войск в рамках этих кампаний есть свои собственные названия: действия Франции в рамках EUFOR Конго называются операция «Бенга».  

Вторжение в Ирак в 2003 году называлось операция «Освобождение Ирака» в США и операция «Телик» в Великобритании. Первая война в Персидском заливе наиболее известна под американским названием «Буря в пустыне», в то время как британцы окрестили ее «Гренби» (Granby), а французы – «Даге» (Daguet).