Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каковы перспективы БРИКС?

© РИА Новостифлаги БРИКС
флаги БРИКС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг в южно-китайском городе Санья прошел третий саммит группы БРИКС (БРЮКИ), в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Саммит был посвящен обсуждению международной ситуации, глобальных экономических и финансовых проблем, вопросов развития и внутреннего сотрудничества.

В четверг в южно-китайском городе Санья прошел третий саммит группы БРИКС (БРЮКИ), в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Саммит был посвящен обсуждению международной ситуации, глобальных экономических и финансовых проблем, вопросов развития и внутреннего сотрудничества.

Чтобы лучше оценить, насколько ярко смогут засиять страны БРИКС на международной арене, агентство «Синьхуа» провело ряд интервью со специалистами из Китая, Бразилии, Франции, ЮАР, Аргентины и России.

Все они говорили о значимости и идентичности БРИКС, а также о возможности дальнейшего расширения.

Знаковость БРИКС

Мариано Турци (Mariano Turzi), профессор университета Torcuato De Tella в Буэнос-Айресе, сказал, что тесное сотрудничество и диалог между странами БРИКС укрепят сотрудничество между странами Юга, изменят правила игры в сфере международных финансов и торговли и дадут развивающимся странам больше прав голоса.

Через 10-15 лет подъем БРИКС будет уже сложно повернуть вспять, и это изменит глобальные шаблоны экономики, торговли и дипломатии, сказал он.

Директор Южно-африканского института международных отношений Элизабет Сидиропулос (Elizabeth Sidiropoulos) сказала, что механизм БРИКС является естественным продуктом продолжительного роста развивающихся экономик, а также непрекращающегося расширения торговли и экономического сотрудничества между этими странами. Она добавила, что блок БРИКС борется за интересы развивающихся стран.

Ма Цзяли (Ma Jiali), заместитель исполнительного директора Центра стратегических исследований Китайского форума реформ (China Reform Forum), сказал, что члены БРИКС проконсультируются друг с другом по основным международным вопросам, и постараются найти общую позицию по проблемам международных финансов, изменения климат и устойчивого развития. Они также могут выразить свое общее мнение по некоторым неотложным проблемам, стоящим перед мировым сообществом.

Он сказал, что саммит улучшит международную ситуацию для развивающихся экономик, в определенной степени создав более здоровую и благотворную международную атмосферу и продемонстрирует новый образ развивающихся стран.

Умберто Сиувес (Humberto Siuves), экономист, работающий в Бразильском институте экономике фонда Getulio Vargas, сказал, что механизм БРИКС предоставил членам блока платформу для выражения своих взглядов, координирования своих позиций и совместных действий в области формирования нового международного политического и экономического порядка.

Пьер Карло Падоан (Pier Carlo Padoan), главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чья штаб-квартира находится в Париже, сказал, что механизм сотрудничества БРИКС – важная инновация. Он выразил надежду на то, что механизм сможет форсировать сотрудничество между развивающимися и развитыми странами и поощрять их совместные усилия в области развития.

Идентичность БРИКС

Турци сказал, что сегодня у БРИКС нет ни постоянного секретариата, и объединение не является официальной международной организацией. Блоку необходимо организовать секретариат, чтобы он смог действовать как настоящий «исполнительный комитет» для всех развивающихся стран, сказал он.

По мнению Сидиропулос, система чередования, принятая БРИКС, включает в себя свободную и оправданную процедуру принятия решений, позволяющую членам клуба приходить к консенсусу по конкретным вопросам и обеспечивающую выход их требованиям.

Но если БРИКС стремится решать глобальные вопросы, необходим реальный исполнительный орган, который будет координировать действия, сказала она.

По словам Ма, хотя группа еще не является официальной международной организацией, ее существование многообещающе.

Он добавил, что если посмотреть на развитие многих международных многосторонних организаций и механизмов, обычно им требовалось время, чтобы сформироваться.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков сказал, что ежегодные саммиты БРИКС уже придают блоку официальные характеристики.

В дополнение к этому, в рамках БРИКС проводятся встречи министров иностранных дел, сельского хозяйства и финансов, а также поощряются связи среди экспертов и предпринимателей. Эти усилия значительно обогатили сотрудничество между странами БРИКС, сказал он.

Маркос Синтра (Marcos Sintra), эксперт Института прикладных экономических исследований, сказал, что механизм БРИКС еще только зарождается, что влечет за собой усиление диалога и связей между странами-членами.

Синтра сказал, что когда речь заходит о направлениях сотрудничества, приоритет должен быть отдан экономике, а не политике, что позволит расширить и углубить сотрудничество еще больше.

Расширение БРИКС


Сидиропулос сказала, что членство Южной Африки расширило репрезентативность механизма БРИКС и стало предзнаменованием появления новых шаблонов мирового управления.

Но на данный момент расширять рамки организации дальше нецелесообразно, потому что критерии присоединения не были стандартизированы, а также потому, что опрометчивое расширение это готовый рецепт для недоброкачественной координации и сотрудничества, сказала она.

По мнению Турци, страны БРИКС не пытаются изменить тенденции глобализации или соотношение сил или бросить вызов более развитым странам, скорее механизм БРИКС играет роль координационной платформы для развивающихся экономик и моста между развитыми и развивающимися странами.

Хотя к членству в БРИКС стремятся и другие развивающиеся экономики, дальнейшее расширение должно быть «медленным и осторожным», сказал Турци.

Любой новичок должен быть достаточно силен как политически, так и экономически, и его должны поддерживать все действующие члены организации, сказал эксперт.

Сиувес сказал, что больше расширять организацию не следует.

Во-первых, потому, что БРИКС, в который теперь входят страны Евразии, Южной Америки и Африки, имеет достаточную репрезентативность.

Во-вторых, так как механизм все еще находится в «младенчестве», расширение членства, скорее всего, приостановит процесс согласования, сказал Сиувес.

Еще одним фактором является тот факт, что, так как каждой международной организации нужно стабильное ядро, БРИКС следует задуматься о расширении лишь после того, как его ядро достигнет полной зрелости.

Замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский сказал, что расширение могло бы помочь увеличить экономический вес и политическое влияние блока.

Однако с точки зрения долгосрочной перспективы, важнее консолидировать основание внутреннего экономического сотрудничества, сказал Островский. Блоку следует проводить в жизнь больше региональных и субрегиональных программ сотрудничества и двигаться в сторону более формализованного будущего с конкретными достижениями, сказал он.

По словам Ма, ряд быстро развивающихся экономик продемонстрировали значительный интерес в присоединении к БРИКС.

Действующие члены организации недвусмысленно заявили, что блок открыт для других, и что они будут рады принять в свои ряды те государства, что имеют значительный экономический потенциал, размер населения, региональную репрезентативность и международное влияние, когда для этого придет время.

Однако, по мнению Ма, торопливое расширение, вероятно, затруднит процесс принятия решений, и поэтому приоритетом должно быть укрепление сплоченности действующих пяти участников.