Авантюристические разговоры. Всего через несколько дней после того, как агентство Standard & Poors понизило рейтинг США, российское Министерство финансов заявило, что международные рейтинговые агентства «явно недооценивают» Россию. Оно заявило, что государственный долг страны в процентном отношении к ВВП у России ниже, чем у развивающихся и развитых экономик, в частности, чем у США. Но российские протесты появились в странное время, когда цены на нефть – ключевой фактор для правительства в вопросе сбалансированности бюджета – продолжают падать. В условиях, когда правительственные социальные расходы растут в преддверии выборов будущего года, и когда в страну приходит меньше нефтяных доходов вследствие снижения глобального аппетита к риску, заслуживает ли действительно Россия повышения?
Российские политики определенно считают именно так.
Премьер-министр Владимир Путин ранее говорил, что суверенный кредитный рейтинг долговых обязательств России это «оскорбление». Сергей Глазьев, заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) недавно говорил Bloomberg: «Это сумасшествие доверять американским рейтинговым агентствам».
Fitch рейтингует Россию на уровне ВВВ с «позитивным» прогнозом, S&P на уровне ВВВ+, и Moody’s на уровне Ваа1. согласно этим рейтингам, Россия всего на одну ступень выше минимального инвестиционного уровня, что осложняет задачу российским компаниям и правительству занимать средства. Более низкая ступень рейтинга также отражает больший воспринимаемый риск среди инвесторов, нечто, чего Россия не может себе позволить, учитывая нехватку в стране серьезного рода прямых иностранных инвестиций. И не только российские чиновники не согласны с рейтинговыми агентствами, некоторые российские биржевые игроки также считают, что Россия заслуживает повышения.
«Российская долговая ситуация оправдывает более высокий рейтинг – ее общий долг примерно такой же, как и заимствования американского правительства – по отношению к ВВП в каждом году. Россия выглядит очень безопасной в плане долгов сегодня», - говорит Чарльз Робертсон (Charles Robertson), главный глобальный экономист в «Ренессанс-Капитале» в своем электронном письме в beyondbrics. Но соотношение российского долга к ВВП в этом году еще может вырасти. По словам Робертсона, чтобы иметь сбалансированный бюджет, России нужно, чтобы цены на нефть были на уровне в 105-110 долларов за баррель. Этой цифре придется увеличиться до 125 долларов за баррель в 2012 году. Цена нефти WTI Brent сейчас находится на уровне в 106 долларов за баррель и снижается по мере того, как снижается аппетит к риску. «В более долгосрочной перспективе российский крайне низкий уровень государственного долга будет расти», - добавляет Робертсон.
Иван Чакаров, главный экономист «Ренессанс-Капитала» по России и СНГ, сказал beyondbrics, что он не думает, что рейтинговые агентства будут менять рейтинг России до выборов в марте будущего года.
Основная причина, по его словам, в том, что российские чиновники недостаточно грамотно справляются с дефицитом ненефтяного бюджета страны. Правительство недавно приняло среднесрочный финансовый план (на 2012-2014 годы), где говорится, что дефицит ненефтяного бюджета страны будет сокращен с 11,5% ВВП до 10% к 2014 году. Таким образом, этот показатель останется далеко за самим правительством обозначенными рамками в виде рекомендованного целевого показателя в 4,7%.
Добавим сюда недостаток реформ (по мнению рейтинговых агентств) и падение цен на нефть (от которой правительство зависит в вопросе сбалансированности бюджета), и получится не то чтобы очень позитивный прогноз в краткосрочной перспективе.
Но это вряд ли удержит Россию и заставит ее перестать жаловаться на то, что западные рейтинговые агентства пристрастно относятся к развивающимся рынкам.
Ранее в этом году Россия была среди группы бывших советских республик, которые объявили о том, что они создадут поддерживаемое Россией агентство, которое будет сотрудничать с БРИКС, а также с европейскими странами. Это не первый случай, когда развивающиеся рынки обвиняют три ведущих рейтинговых агентства - Moody’s, Fitch и S&P - в пристрастном отношении к ним. В прошлом году Китай в лице своего официального рейтингового агентства Dagong Global Credit Rating опубликовал свой первый «незападный» взгляд на суверенные рейтинги, назвав взгляд в стиле «статус кво» среди западных рейтинговых агентств «иррациональным». На прошлой неделе Dagong снизило свой рейтинг США до уровня А, всего за два дня до понижения рейтинга Соединенных Штатов агентством S&P.
По мнению Dagong, Россия также заслуживает рейтинга на уровне А, что должно восприниматься как комплимент, если бы иностранные инвесторы обращали на это внимание.
Но судя по всему, они этого не делают, по крайней мере, не особо много уделяют этому внимания. На вопрос, насколько много значат для инвесторов рейтинги Dagong, Чакаров, который будет встречаться с азиатскими клиентами позднее на этой неделе, ответил: «Я не думаю, что кого-нибудь это волнует».