Спустя 18 лет после того, как Россия впервые попросила принять ее во Всемирную торговую организацию, эта по-прежнему неоднозначная страна вплотную подошла к членству. Участники переговоров ожидают, что договоренности об окончательных условиях будут подписаны на начинающейся в четверг встрече в Женеве.
Срыв или отсрочка подписания в последний момент никого бы не шокировали, так как путь Москвы к членству в организации был крайне извилистым, однако, аналитиков подобное развитие событий все же удивило бы.
Даже если Россия решит пойти на попятный, ей «будет трудно найти новые предлоги», чтобы отложить вступление, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Еще по теме: Газовый козырь: пресса о России, ВТО и вето Украины
Членство в ВТО, в которую, если в Женеве все пройдет хорошо, Россия будет принята к середине декабря, – это одно из тех преимуществ, которые Россия ожидала получить благодаря «перезагрузке» отношений с Соединенными Штатами. Если Россия вступит в торговую организацию, последней ключевой целью Москвы в отношениях с Америкой останется отмена поправки Джексона-Вэника – закона советских времен, увязывающего торговлю с тем, как в России обращаются с религиозными меньшинствами.
Поправка Джексона-Вэника, несмотря на свой символический характер, серьезно раздражает русских. Шансы на то, что она будет отменена, судя по всему, сейчас невелики. Вступление в торговую организацию будет выгодно не всем отраслям российской экономики. Производители автомобилей и продуктов питания, в настоящее время защищенные пошлинами и прочими государственными ограничениями, вероятно, серьезно пострадают, хотя до снятия всех барьеров, судя по всему, пройдет не один год.
Еще по теме: Поправка, оставшаяся со времен холодной войны
Российский бизнес в целом обременен широко распространенной коррупцией, что будет мешать ему конкурировать с иностранными фирмами на открытом рынке. Однако производителям стали вступление в ВТО пойдет на пользу, потому что им станет проще конкурировать за рубежом. Еще важнее то обстоятельство, что, как ожидают российские лидеры, членство в ВТО сделает страну более привлекательной для иностранных инвесторов, которых сейчас отпугивает репутация России как страны, в которой трудно вести стабильные и прозрачные деловые операции.
Как сообщает информационное агентство «РИА Новости» на прошлой неделе президент Дмитрий Медведев заявил на саммите «Большой двадцатки», что члены группы, на его взгляд, должны сделать все возможное, чтобы способствовать либерализации торговли и инвестиций. «Думаю, что в этом плане долгожданное вступление России в ВТО было бы хорошим вкладом в общее дело», - добавил он.
Премьер-министр Владимир Путин проявляет меньше энтузиазма. На недавней конференции инвесторов он заявил, что плюсы и минусы членства в ВТО примерно равны, но что в целом России лучше было бы в нее вступить. Тем не менее, он выразил явное недовольство Западом и дал понять, что помогать российским производителям важнее, чем вступить в глобальную организацию.
Еще пять лет назад Путин был «основной движущей силой» вступления в ВТО, утверждает Лукьянов. Однако позднее он решил, что Запад пытается в ходе переговоров добиться несправедливого преимущества над Россией, и разочаровался в организации. Затем экономический кризис 2008 года, продемонстрировавший, насколько прочно Россия связана с глобальной экономикой, заставил его вновь изменить мнение. Переговоры продолжились, причем, по словам Лукьянова, России удалось на них добиться лучших условий, чем в предыдущие годы.
Последним препятствием была Грузия, которая как член ВТО могла наложить вето на прием России. В 2008 году Грузия и Россия воевали друг с другом за два сепаратистских региона – Абхазию и Южную Осетию, - и между ними сохраняется определенная враждебность. После интенсивных переговоров при посредничестве Швейцарии Грузия 28 октября согласилась пустить Россию в организацию при условии того, что за торговлей между между Россией и мятежными регионами будет следить третья сторона.
Еще по теме: Что получит Грузия от вступления России в ВТО?
«На мой взгляд, мы применили всю возможную изобретательность», - заявил после переговоров глава грузинской делегации Сергей Капанадзе. При этом в ходе противостояния с Грузией Россия не выглядела особенно недовольной и не проявляла нетерпения. По-видимому, так как присоединение к ВТО в определенной степени изменит положение дел, Россия не торопится делать окончательный шаг.