Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На восточном фронте в космосе

Русские возобновили полеты на орбитальную станцию

© REUTERS / Mikhail Metzel/Pool Запуск пилотируемого корабля "Союз ТМА-22" на космодроме "Байконур"
Запуск пилотируемого корабля Союз ТМА-22 на космодроме Байконур
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Только в июле последний космический корабль США окончательно отправился на заслуженный отдых, и американским астронавтам не остается ничего другого, кроме как летать на Международную космическую станцию с помощью российской техники.

Для американского астронавта Дэна Бербенка (Dan Burbank), скорее всего, это было беспокойное утро: благословление от православного попа, поездкам в автобусе на космодром в казахской степи, а потом пешком в пургу к ракете, готовой к старту. Трое мужчин в понедельник 14-го ноября шагали по замерзшей площадке, с которой 50 лет назад стартовал Гагарин. Они шли в плащах, наброшенных на скафандры, и корреспондент Би-би-си в эфире заявлял, что ничего подобного он в своей жизни еще не видел.

Дэн Бербенк, скорее всего, испытывал примерно те же чувства, потому что ни американский шаттл, на котором он совершил два полета, ни любой другой комический аппарат НАСА в такую погоду никогда бы не получил разрешения на старт. Только в июле последний космический корабль США окончательно отправился на заслуженный отдых, и американским астронавтам не остается ничего другого, кроме как летать на Международную космическую станцию с помощью российской техники. Или, как якобы говорят американцы, идти «на восточный фронт», где старт в снежную бурю не является чем-то необычным.

Помимо плохой погоды были и другие причины для некоторого беспокойства. Это был первый полет корабля «Союз» после вынужденного перерыва, вызванного аварией, которая произошла в августе. Тогда у «Союза» во время старта перестал работать двигатель третьей ступени ракеты, и грузовой корабль «Прогресс» вместо полета на МКС рухнул на Сибирь. Люди на борту таких космических кораблей не летают, так что ни с кем ничего не случилось, но если бы речь шла о пилотируемом полете, вряд ли бы все закончилось хорошо. Экипаж во время вынужденной посадки испытал бы нагрузки, близкие к границе того, что тело человека способно перенести.

 

Еще по теме: Российский космический корабль пристыковался к МКС

 

Проблемы в последние годы возникали и во время нормальной стандартной посадки: в 2008 году кабина с космонавтами вовремя не отделилась от транспортирующей части и вошла в атмосферу под неправильным углом. Несмотря на высокие перегрузки, тогда астронавты отделались незначительными ушибами.

Русские отрицают все сомнения и предостережения. Они приводят такие аргументы: в отличие от шаттлов, которые дважды терпели трагические  аварии, «Союз» за десятки лет эксплуатации показал себя очень надежным. Корабль даже считается одним из самых надежных носителей в мире.  «Союз» сконструирован так, чтобы можно было стартовать и в неблагоприятную погоду, которая царит зимой на полярном космодроме «Плесецк». К тому же расследование августовской аварии показало, что дело было не в конструктивной ошибке, а в загрязнении в топливных трубах, в дефекте, который не должен повториться благодаря более строгому контролю безопасности перед стартом.

 

Еще по теме: НАСА: поддержите «космическое такси» или продолжайте платить России

 

Поэтому полеты на МКС могли быть возобновлены. Как раз вовремя, потому что находящийся на МКС экипаж скоро должен возвращаться на Землю, и тогда орбитальная  станция, создание которой стоило более 100 миллиардов долларов, осталась бы пустой. Теоретически какое-то время станция может обойтись и без людей, но если на ней произойдет пожар, будет потеряна ориентация или случится какая-то другая проблема, требующая вмешательства человека, тогда, вполне возможно, космонавты больше на МКС не вернутся, и она сгорит в атмосфере. На данный момент опасность ликвидирована, потому что экипаж с Дэном Бербенком без проблем на МКС прилетел на прошлой неделе, и космонавты должны там остаться до марта.

 

Тем не менее, очевидно, что «восточный фронт» не может быть для американцев постоянным решением. Российская космонавтика по-прежнему живет прошлым и испытывает нехватку квалифицированных кадров: специалисты уходят в частный сектор, куда направляются и выпускники специализированных ВУЗов.  Русские в последнее время не сталкивались с несчастным стечением обстоятельств, которое стало бы причиной смертельной аварии, и это может привести к определенной легкомысленности. Инженеры на «Байконуре», безусловно, знают, как сильная метель влияет на старт, а что если в то же время произойдет какой-то неожиданный сбой? Тогда плохая погода может стать последней каплей, от которой бокал переполнится, и случится трагедия.

Если американцы хотят и дальше летать в космос, они должны ускорить создание собственных космических кораблей. Частные компании обещают, что для этого им достаточно трех лет, однако специалисты сомневаются в таких сроках. Остается еще НАСА. Агентство работает над кораблем, который то называют «Орионом», то не называют, в зависимости от того, какой ветер дует с высших уровней администрации США. И как бы этот корабль в итоге ни назывался, с людьми на борту он не взлетит раньше 2017 года. И как минимум до этого срока единственным доступным лифтом в космос однозначно будет российская ракета с российским космическим кораблем.