Хотя в целом переговоры по мировой торговле практически не продвигаются, на встрече министров стран Всемирной торговой организации, проходящей в Женеве на следующей неделе, будет рассматриваться, по крайней мере, один крайне важный вопрос – вопрос о приеме России в этот клуб. Смогут ли американские компании воспользоваться преимуществами перехода российского рынка к большей открытости, будет зависеть от того, откажутся ли США от одного из своих законов, давно ставшего неуклюжим реликтом холодной войны.
Речь идет о принятой в 1974 году поправке Джексона-Вэника, целью которой было заставить Советский Союз разрешить еврейскую эмиграцию, отказав ему в доступе на американский рынок на условиях «нормальных торговых отношений» (НТО). Хотя поправка никогда не работала так, как было задумано, она по-прежнему формально остается в силе, несмотря на то, что Советский Союз исчез два десятилетия назад. В результате Конгресс вынужден каждый год возобновлять нормальные торговые отношения с Россией.
Отменить поправку Джексона-Вэника и установить с Россией постоянные нормальные торговые отношения (ПНТО) было бы полезно для двусторонней торговли. Если этот закон останется в силе, Россия примерно через месяц вступит в ВТО, но американские компании не смогут расширить свой доступ на российский рынок, как предполагают условия, которые правительство США и другие члены ВТО оговорили перед приемом России. Такая ошибка может обойтись нам дорого.
Еще по теме: Поправка, оставшаяся со времен холодной войны
Россия остается крупнейшей экономикой за пределами ВТО и единственным не входящим в организацию членом «Большой двадцатки». Экономическая (хотя и не политическая) либерализация, идущая в этой стране в последние годы, совпала с резким ростом импорта из США. Россия выглядит особенно многообещающим рынком для американского программного обеспечения и компьютерной техники, для гражданских летательных аппаратов и тяжелой техники, используемой при добыче ресурсов, а также для говядины и птицы.
Противники предоставления ПНТО России указывают на то, что Москва, защищая свой сельскохозяйственный сектор, злоупотребляет санитарными мерами и мерами безопасности, что она недостаточно хорошо защищает интеллектуальную собственность и что она ограничивает гражданские и политические свободы. Все это реальные факторы, вызывающие беспокойство, однако отказ предоставлять России ПНТО никак на них не повлияет.
Еще по теме: Непотопляемая поправка
На деле, предоставив России ПНТО, правительство США, сможет – если Россия будет нарушать правила ВТО - использовать существующие в организации механизмы по разрешению споров. Если Россия будет использовать санитарные нормы в качестве скрытых торговых барьеров, это можно будет оспорить, сославшись на санитарные и фитосанитарные соглашения ВТО. Нарушения в области интеллектуальной собственности подпадают под соглашение о связанных с торговлей аспектах интеллектуальной собственности.
В свою очередь, если говорить о правах человека, то давно доказано, что торговая политика неэффективна как средство для того, чтобы добиваться от других стран фундаментальных политических изменений. Это простой исторический факт. К тому же Всемирная торговая организация создавалась не для защиты прав человека, а для торговой либерализации входящих в нее стран. Добиваться уважения к правам человека во всем мире – это, безусловно, достойное дело, но угрозы лишить целую страну доступа к торговле – неподходящий инструмент для правозащитников.
Входящие в ВТО страны не только по-разному смотрят на торговую политику – политические режимы в них тоже самые разные. Из 153 стран организации больше 20, по мнению Freedom House, подавляют гражданские и политические свободы не слабее, чем Россия. В число членов ВТО, которые - подобно России - попадают в категорию «несвободных» стран, входят Бахрейн, Камбоджа, Чад, Китай, Куба, Египет, Иордания, Оман, Катар, Руанда, Саудовская Аравия, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты и Зимбабве. Выступать против вступления России в организацию из-за существующего в этой стране ограничения политических и гражданских свобод, противоречило бы духу ВТО и устоявшейся политике Соединенных Штатов.
В целом, Америке выгоднее, чтобы Россия входила в прозрачную, многостороннюю и основанную на правилах торговую систему, чем чтобы она в нее не входила. Хотя гарантировать в таких делах, конечно, ничего нельзя, постоянные нормальные торговые отношения с Россией должны не только помочь американским компаниям получить новых покупателей, но и одновременно способствовать неуверенному продвижению России к более открытой, современной и глобализованной экономике.
Дэниел Грисуолд - директор Центра изучения торговой политики имени Герберта Стифела (Herbert A. Stiefel Center for Trade Policy Studies) вашингтонского Института Катона (Cato Institute), соавтор нового исследования Института Катона «Торговля с медведем: почему вступление России в ВТО соответствует интересам Америки» («Trading with the Bear: Why Russia’s Entry into the WTO Is in America’s Interest»).