Давно уже мы не беседовали о невидимом заплечном мешке привилегий для чернокожих в Эпоху Обамы. Как это ни трагично, убийство Трейвона Мартина Джорджем Циммерманом требует, чтобы мы, чернокожие, предприняли попытку "реального разговора" о нашем особом месте в американском обществе.
Всю прошлую неделю или около того я много слушал, что белые говорят об убийстве Трейвона Мартина. Я беседовал с друзьями, сидел невидимкой в барах и кафе, прислушиваясь к разговорам белых, а также подслушивал, о чем говорят люди в автобусах. Конечно, я смотрел Fox News и торчал на сайтах правых, чтобы в полной мере ощутить коллективное биение сердец "реальной Америки" по этому вопросу. Белые люди мне далеко небезразличны. Я забочусь о них, и я их лучший друг, потому что всегда говорю им правду.
Проведя все эти полевые изыскания, я пришел к выводу, который может расстроить кого-то из вас: чернокожие люди страшные. На самом деле, я понял, что будучи черным, принадлежу к группе, которая пугает белых людей больше всех остальных групп в Америке.
Читайте также: Есть ли расизм в США и России?
Мне кажется, нам следует признать этот факт. Может, это свалившееся на нас несбалансированное освещение в СМИ убедило белую Америку в том, что мы им угрожаем? Мы всегда подозрительны, всегда опасны, всегда вызываем сомнения. Может, этот страх является результатом глубоко укоренившейся, почти первобытной веры, которая до сих пор таится в коллективном подсознании и расовой самоидентификации белых — что чернокожие "по природе" более живые, мужественные, динамичные, зрелые, сильные и спортивные, чем белые?
Кто знает, где берет начало этот страх, и откуда появляется наша прирожденная способность пугать белых людей. Будучи чернокожими, мы всегда вынуждены пожинать последствия. А таинственные привычки (некоторых) белых — они выше нашего понимания.
Тем не менее, я уверен в одном: как бы мы ни одевались, многие белые все равно находят нас страшными и пугающими.
Возможно, их пугают наши дерзкие позы, наша энергия или сам факт нашего существования. Чернокожие настолько страшны, что даже надев костюмы, дабы скрыть свою природную мощь, они подвергаются дополнительным мерам предосторожности и безопасности со стороны полиции и таких людей как Джордж Циммерман, которые присвоили себе звание "защитников" своих районов проживания. Как это ни парадоксально, для некоторых белых нет ничего страшнее, чем обладающий чувством собственного достоинства, интеллигентный, уверенный в себе, привлекательный и умный чернокожий в хорошем, сшитом на заказ костюме.
С учетом этих фактов вполне разумно предположить, что капюшон обязательно напугает белых людей и тех, кто мыслит подобно им — например, Джордж Циммерман. Здравый смысл диктует им, что человек в капюшоне не может не быть страшным.
Также по теме: Уровень расизма в ЕС 'шокирует', заявляет агенство по правам человека
Поскольку Трейвону Мартину было 17 лет (и не забудьте его рост — метр восемьдесят с лишним), некоторые белые очень недовольны, что средства массовой информации называют его "ребенком" и "мальчиком". С учетом того, что американское общество обращается с черными детьми как со взрослыми, этот протест вполне разумен и справедлив. Здесь мы должны поставить себя на их место и понять: на взгляд белых, черные парни очень быстро вырастают в "гигантских негров", таких как Вилли Хортон (Willie Horton), он же "суперхищник"*.
Одна из наших уникальных привилегий в США состоит в том, что мы вынуждены рано становиться взрослыми. Чернокожие лишены такой роскоши как чистое и невинное детство. В самом начале жизни нас знакомят с расовыми реалиями, дают понять, что мы "ниггеры", и показывают, что значит быть проблемой.
Таковы необходимые и жизненные навыки выживания в Америке, которая уже давно соблюдает и отстаивает гражданские права, и у которой чернокожий президент. Эта реалия действует в отношении как чернокожих мальчиков, так и чернокожих девочек. Но к первым она относится прежде всего. Мальчики должны усвоить эти навыки, чтобы не кончить как Трейвон Мартин.
Читайте также: Вы уже не избиваете негров
В своей весьма ценной книге "Playing in the Dark" (Играя в темноте) Тони Моррисон (Toni Morrison) заявляет, что белизна как цвет, как абстракция и как символ не ассоциируется у большинства народов нашей планеты с чистотой, справедливостью и уютом.
Мы знаем историю европейского колониализма, империализма, трансатлантической работорговли и прочих многочисленных варварств, когда белые люди сеяли ужас и разрушения по всему миру. На самом деле "бремя белого человека" это терминологическое противоречие. Моррисон разрушает миф о белом человеке и о белизне, показывая, как эти люди создали оправдывающий и благородный миф о себе самих. Но каким бы точным и язвительным ни был ее анализ, она не замечает нашу уникальную и необыкновенную способность пугать белых людей.
По мнению белых (даже вооруженных белых), чернокожие обладают магической способностью превращать безобидные предметы в смертоносное оружие. Они так боятся это сверхъестественной способности, что белая полиция (и остальные) по-настоящему верят: в наших руках шоколадные батончики, ключи от квартир, кошельки, мобильные телефоны и прочие предметы обладают смертельной силой.
Наша способность пугать белых настолько огромна, что у многих из них подсознательно появилась ассоциация, объединяющая в одно целое чернокожих, обезьян и горилл. Этот белый народ настолько напуган черными, что на уголовных процессах он с большей охотой и желанием выносит чернокожим обвиняемым смертные приговоры. Исторически белые люди так боятся и страшатся черных, что даже численный перевес 50 к 1 это недостаточная гарантия их защищенности и безопасности.
Также по теме: Появление чернокожих кандидатов будоражит местные выборы в России
Чернокожие это также бесцеремонные смутьяны и нарушители общественного порядка. Мы имеем привычку ходить туда, где нам не рады, а также появляться в самых неожиданных местах. На протяжении многовековой истории нашего сосуществования чернокожие сбегали, убивали надсмотрщиков и разыскивали своих родственников. Юг стал свидетелем сотен восстаний рабов, когда афроамериканцы боролись против военного государства, превосходства белой расы и той непреодолимой силы, которой она обладала. Чернокожие воевали на американских войнах, служили, погибали десятками тысяч, а страна все равно относилась к нам как к гражданам второго сорта.
Новым доказательством нашего своенравного характера стало продвижение афроамериканцев на руководящие посты в промышленности, в университетах, колледжах и учреждениях, где подавляющее большинство рядовых белых выражало недовольство и противилось нашему присутствию. Сегодня на дворе 2012 год, и некоторые чернокожие обладают властью и правом ежедневно приказывать белым, что делать. Одному черному даже хватило наглости побороться за пост президента США и победить. Какая бесцеремонность!
Черные миллионами бежали с Юга, чтобы спастись от дискриминации. Они оставляли все, чтобы получить свободу и новые возможности в других местах. Мы осмелились добиваться своего и преуспевать. Черному человеку приходилось быть как минимум в два раза лучше, чтобы получить хотя бы половину того, что имел средний белый человек.
Обладающий такой хитростью, решительностью и целеустремленностью народ не может не напугать тех американцев, которые имеют расовые привилегии от рождения.
Читайте также: Давайте сравним афроамериканцев и русских
В значительной мере страх перед черными, и особенно перед черными мужчинами, основан на том, что культура белого человека, и американская культура в частности, в значительной мере пуста и безжизненна.
Чернокожие сделали белым подарок. Это чувство единения, общности и значимости. Не было бы никаких "белых людей", если бы не было "черных". Как отмечал Ральф Эллисон (Ralph Ellison), первое слово, которое узнавал европейский эмигрант по прибытии в Америку, было "ниггер". И этот эмигрант автоматически становился своим в белой Америке.
Эти европейцы, и особенно те, кого мы сейчас знаем как "этнических белых", приезжали в Америку, брали себе рабов, убивали краснокожих, эксплуатировали азиатов, чтобы не называться больше ирландцами, норвежцами, немцами, голландцами, поляками, итальянцами или греками. Это довольно странная и искусственная смесь отвращения, страха и необходимости, связывающая едиными узами белую расу. Быть "белым" — значит быть любым, но только не "черным". И еще более важный момент: "белый" всегда находится в противопоставлении к "черному".
Какой была бы Америка без нас?
Наверняка она была бы менее живой и интересной в культурном плане, а также менее демократичной. Но при отсутствии "черных" белым пришлось бы создать новый "черный" народ. Почему? Белые люди со временем поняли бы, что принадлежность к белой расе это ложь. И все те стереотипы, предрассудки и страхи, которые они создавали и испытывали по отношению к чернокожим, пришлось бы перенести на кого-то еще, чтобы сохранить в целости и сохранности коллективную белую психологию.
Также по теме: Не преувеличивать уровень жизни чернокожего населения США
Умение поставить себя на место другого это очень важно. Думая о том, почему чернокожие постоянно пугают многих белых, мы должны также обратиться к "белой душе". Возможно, этот страх является проявлением какой-то патологии и разнузданности? Может, в "белой душе" что-то в корне неправильно?
Белые люди стали свидетелями многих и весьма радикальных перемен в расовых порядках нашей страны. Если раньше черные были собственностью граждан и находились на периферии американского общества, то теперь они стоят в центре его жизни и культуры. Из-за демографических изменений белые люди к 2050 году уже не будут составлять расовое большинство в США. Даже в Белом доме живет чернокожий вместе со своей семьей.
Одна из величайших ироний после окончания эпохи расизма состоит в том, что белая Америка, многие годы отрицавшая само существование расизма в отношении людей с иным цветом кожи, сегодня ощущает его на себе. Консерваторы и правые реакционеры громко кричат и беснуются по поводу "дискриминации наоборот" и "угнетения белых людей" в 2012 году.
А может, белые боятся черных по той причине, что на уровне подсознания беспокоятся по поводу справедливости и возмездия, или, как сказал брат Малколм, страшатся той пресловутой вырытой ими ямы?
В большинстве своем белые это хорошие и порядочные люди. Некоторые, пусть и немногие, были союзниками цветных людей в их борьбе за превращение Америки в более справедливую страну, которая учитывает интересы всех своих граждан. Но в целом белые американцы демонстрируют какую-то наивность и простодушие в расовых вопросах. Например, как показывали данные опросов общественного мнения на пике движения за гражданские права, большая часть белых американцев считала, что с чернокожими в Америке обращаются справедливо и как с равными. По их мнению, никаких расовых проблем в стране не было. Прошли годы, но в этих цифрах мало что изменилось.
Читайте по теме: Неужели хуже быть женщиной, чем чернокожим мужчиной?
И дело здесь, пожалуй, не в предвзятости, не в порочности и не в злом умысле. Просто, когда они находятся по ту сторону цветной линии, у них возникает культивируемое и привилегированное незнание жизни. Но обладающие правильным пониманием люди другого цвета кожи должны проявлять терпение в этих вопросах по отношению к нашим белым братьям и сестрам.
После смерти Трейвона Мартина чернокожим надо быть особенно внимательными в отношении чувств, беспокойств и страхов белых людей. Многие из них готовы сотрудничать с нами в этих вопросах, и мы ни в коем случае не должны настраивать их против себя или задавать слишком много трудных вопросов.
Поскольку черные американцы это совесть нации, мы должны также обеспечить защиту прав и свобод Джорджу Циммерману. Мы всегда должны быть образцом в вопросах правосудия и справедливости.
Убийство Трейвона Мартина еще на один шаг продвинуло общенациональную дискуссию по расовой теме. Белые проявили открытость и поделились своими самыми глубокими страхами и тревогами по поводу чернокожих. В ответ чернокожие должны понять свою мощную силу, глядя на себя глазами белых.
Одевайтесь поприличнее. Улыбайтесь. Показывайте зубы в улыбке. И не носите капюшоны. Если мы будем соблюдать эти простые правила, белые успокоятся, и их страхи рассеются. Чернокожие, и особенно чернокожие мужчины, это привилегированные и благословенные люди. Нам больше всех завидуют и подражают во всем мире. Но вместе с этой привилегией наступает и особая ответственность.
Давайте поймем и признаем, что мы пугаем и страшим белых людей. Сделав такой шаг, мы сможем двинуться вперед как единая страна, и все мы сможем примириться после убийства Трейвона Мартина.
Чонси ДеВега (псевдоним) — редактор и основатель блога "We Are Respectable Negroes", статьи из которого публикуются в New York Times, Utne Reader и в Atlantic Monthly. Он пишет на такие темы как расовые отношения, поп-культура и политика. Его эссе опубликованы в ряде книг и на сайтах.
* Заключенный Вилли Хортон, осужденный за убийство, изнасиловал во время выхода в город женщину, что было использовано предвыборным штабом Буша в своих целях, но в итоге дало негативный результат.