Согласно данным переписи 2010 года в США, почти половина живущих сегодня американцев родилась после 1975 года, когда была введена в силу поправка Джексона-Вэника к закону о торговле от 1974 года. Можно с уверенностью сказать, что даже те из нас, кто достаточно стар, чтобы помнить туфли на платформе и брюки клеш, очень смутно вспоминают суть этой поправки и даже те обстоятельства, что привели к ее появлению. В определенном смысле это свидетельство успеха поправки Джексона-Вэника и одновременно веская причина для ее отмены - по крайней мере, в отношении России.
Поправка была названа именами сенатора Генри Джексона (демократ из Вашингтона) и конгрессмена Чарльза Вэника (демократ из Огайо). Поскольку поправка лишала СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле, она оказала мощное давление на Советский Союз, чтобы заставить его снять ограничения на эмиграцию, в частности, в отношении советских евреев. В то время советские евреи, подававшие заявление на выезд, должны были выплачивать огромную компенсацию за полученное образование, либо получали отказ на том основании, что они имеют доступ к государственным секретам. Несомненно, сочетание рычагов торгового давления и морального убеждения, нашедшее воплощение в поправке, стало решающим фактором, приведшим со временем к эмиграции миллионов советских евреев, один миллион из числа которых осел в Израиле.
Прошло тридцать восемь лет. Советского Союза больше нет, между Россией и Израилем существует безвизовый режим, а Москва и Тель-Авив связаны ежедневными рейсами гражданской авиации. Многие бывшие советские евреи-эмигранты вернулись в Россию на работу, правда, в большинстве случаев без получения российского гражданства. Поправка Джексона-Вэника продолжает действовать на бумаге, однако все американские администрации, начиная с 1994 года, одна за другой признавали, что Россия выполняет требования данного закона. Таким образом, поправка Джексона-Вэника почти два десятилетия сохраняется в качестве реликта холодной войны, выживая как закон в основном в силу инерции. Если не считать периодические протесты со стороны Москвы, которая по-прежнему недовольна, считая этот закон клеймом позора, поправка Джексона-Вэника не оказывает почти никакого материального воздействия на состояние и направление развития российско-американских отношений после холодной войны. А поэтому нет и весомых причин для того, чтобы отменять эту поправку в отношении России.
Читайте также: После Джексона-Вэника
Водораздел свободной торговли
Приближающееся вступление России во Всемирную торговую организацию меняет все это. Поправка Джексона-Вэника снова стала материально существенной, когда в декабре прошлого года Россию пригласили вступить в ВТО. На сей раз дело было не в запрете на эмиграцию, а в невозможности ее принятия по правилам ВТО. ВТО требует, чтобы между ее членами существовала безоговорочная свобода торговли. Страна-член, неспособная сделать это, должна публично уведомить об этом остальных. Новый член ВТО, в свою очередь, также не обязан предоставлять такой стране статус наибольшего благоприятствования. Такая ситуация существует между США и Россией, и она будет существовать до тех пор, пока на бумаге сохраняет свое действие поправка Джексона-Вэника.
Если она будет иметь силу и после того, как Россия станет полноправным членом ВТО, американский бизнес понесет потери на ее весьма доходном на сегодняшний день рынке. В последнее десятилетие объем американского экспорта в Россию растет со средними темпами 15% в год, и в 2011 году он составил 8,3 миллиарда долларов. По данным недавнего исследования Института Петерсона (Peterson Institute), в результате принятия России в ВТО американский экспорт в эту страну в ближайшие пять лет может удвоиться. Благодаря (напрямую или косвенно) экспорту в Россию в США создано примерно пятьдесят тысяч рабочих мест. А если Соединенные Штаты получат свободный доступ на российский рынок после вступления России в ВТО, то это количество может удвоиться.
Соединенные Штаты экспортирую в Россию широкий перечень продукции. Американские потребительские товары, многие из которых фактически стали легендарными, пользуются большим спросом у процветающего и быстро растущего российского среднего класса. Весьма популярны в этой стране американские автомобили, и Ford Focus уже несколько лет подряд является самой продаваемой моделью из числа иномарок. Исключительно успешно работают в России на гражданских авиалиниях самолеты компании Boeing. Они наверняка будут увеличивать свою долю на рынке, поскольку российские авиалинии постепенно выводят из эксплуатации остающиеся у них самолеты советской постройки. Результатом ассигнований на развитие инфраструктуры должны стать крупные заказы на железнодорожные локомотивы, на высокоэффективную технику и технологии производства электроэнергии, и на "умное" оборудование для ее передачи. И это лишь небольшая часть. Американские компании особенно конкурентоспособны в этих областях, и они упорно работают над увеличением своей доли рынка и укреплением своей репутации.
Также по теме: Россия, как член ВТО
Однако сегодня американская конкурентоспособность в России оказалась в опасности. Россия заговорила об ответных мерах в связи с тем, что Соединенные Штаты уведомили ВТО о невозможности безоговорочного предоставления России режима наибольшего благоприятствования. Чтобы все поставить на свои места, министр иностранных дел Лавров четко заявил, что его страна не распространит на отказавших России в режиме наибольшего благоприятствования членов ВТО (то есть, на США) льготы и преимущества, предусмотренные соглашением о вступлении и взятыми на себя Россией обязательствами в этой связи. Это парадокс, но компании из остальных 152 стран-членов ВТО (не считая США и Россию) смогут в полной мере воспользоваться плодами тех уступок, которых добились от России США в ходе длительного переговорного процесса. Эти уступки касаются прав интеллектуальной собственности, стандартов сельскохозяйственной продукции, финансовых услуг и прочих нормативных и правовых обязательств, крайне важных для американского бизнеса. Более того, Соединенные Штаты не смогут призвать Россию к ответу за невыполнение ею торговых обязательств по процедурам урегулирования споров в рамках ВТО.
Политические решения
В январе администрация Обамы публично заявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и предоставление России статуса постоянных нормальных торговых отношений является для нее высшим приоритетом в торговле. Госсекретарь Хиллари Клинтон, торговый представитель США Рон Керк (Ron Kirk) и другие официальные лица выступили на Капитолийском холме в поддержку таких действий. Бизнес в последние три месяца активизировал свои лоббистские усилия в конгрессе, убеждая конгрессменов и сотрудников этого законодательного органа в необходимости срочных действий, дабы не допустить ущерба коммерческим интересам США и потери рабочих мест в Америке. Национальный комитет по делам советского еврейства, ставший главным сторонником поправки Джексона-Вэника в ходе дебатов по ее принятию, присоединился к Коалиции за российско-американскую торговлю, и теперь они совместно призывают к отмене поправки. В сенатском комитете по международным отношениям, в сенатском финансовом комитете и в комитете по международным отношениям палаты представителей были проведены слушания по России, включая поправку Джексона-Вэника. Те сенаторы и члены палаты представителей, с которыми я говорил, в подавляющем большинстве признают экономическую и коммерческую целесообразность отмены поправки и предоставления России статуса постоянных нормальных торговых отношений.
Читайте также: Не давайте России одержать моральной победы, отменяя поправку Дкжексона-Вэника
В то же время, многие из них выражают обеспокоенность по поводу самых разных аспектов внешней и внутренней политики России. Кроме того, они в основном придерживаются мнения о том, что отмена поправки Джексона-Вэника без ее замены более актуальным законодательным актом в области прав человека будет равноценна молчаливому согласию и непротивлению перед лицом правонарушений и слабости власти закона в России. Дискуссии на Капитолийском холме идут вокруг законопроекта под названием "Закон об ответственности и верховенстве закона имени Сергея Магнитского". Проект закона был выдвинут сенатором Бенджамином Кардином (Benjamin Cardin) (демократ от штата Мэриленд), и на сегодня его поддержал 31 сенатор. Суть закона состоит во введении визовых запретов и финансовых санкций в отношении российских чиновников, предположительно несущих ответственность за неправомерное заключение под стражу и смерть в тюрьме российского юриста, работавшего на американскую юридическую фирму. Очевидно, что эти действия были репрессиями в ответ на осуждение Магнитским коррупции во власти.
Это дело конгресса и администрации - судить о достоинствах закона Магнитского и прочих мер, которые могут быть приняты в связи с отменой поправки Джексона-Вэника. Американо-российский деловой совет не хочет занимать какую-то позицию по данному вопросу за рамками нашего круга коммерческих и экономических обязанностей. Но мы уверены, что непринятие мер в отношении поправки Джексона-Вэника поставит американские компании и американских работников в невыгодное положение, когда Россия станет членом ВТО, что наверняка произойдет не позднее конца августа. Совершенно ясно, что сейчас, когда Россия вступает в ВТО, поправка Джексона-Вэника не дает никаких рычагов воздействия на российское правительство. Напротив, она может стать удобным антиамериканским поводом для сторонников жесткой линии из российского политического истэблишмента, о чем заявляют в последнее время в своих открытых письмах ведущие представители политической оппозиции России.
Экономика США не может допустить потери экспортных рынков и рабочих мест, которые эти рынки создают для американских работников. Вот почему крайне важно, чтобы конгресс отменил поправку Джексона-Вэника и предоставил России статус постоянных нормальных торговых отношений - не ради России, а ради Америки.
Эд Верона - президент и исполнительный директор Американо-Российского делового совета.