Владимира Путина со всеми церемониями восстановили в качестве главы государства на прошлой неделе. Россия сегодня относительно более устойчива и богата, чем когда он пришел к власти в 2000 году. Тем не менее, шестилетний срок Путина будет наполнен серьезными проблемами, угрожающими благосостоянию страны и ее незначительному экономическому росту.
В своей короткой инаугурационной речи Путин отметил, что Российская Федерация «входит в новую стадию [своего] национального развития», которое зависит, помимо всего прочего, от «нашей настойчивости в обустройстве огромных российских пространств от Балтики до Тихого океана».
Действительно, Москва подтвердила свои намерения способствовать развитию своих владений восточнее Урала, подписав в апреле 27 контрактов с Пекином во время визита китайского вице-премьера Ли Кэцяна в Россию. Суммарная стоимость этих контрактов достигает 15 миллиардов долларов. Этот шаг, а также стремление России увеличить экспорт энергии в Южную Корею и Японию, стали фундаментом для активной экономической деятельности нового правительства Путина на Дальнем Востоке.
Разработка ресурсов восточной Сибири и Дальнего Востока — национальный императив, так как богатство, кроющееся за суровыми ландшафтами, сможет стимулировать развитие российской экономики на десятилетия вперед. Более того, объемы добычи природного газа в азиатской части России к 2030 году превысят объемы добычи в европейской части России.
Если учесть, что северовосточные азиатские страны находятся в постоянном поиске энергоресурсов, возможности для развития и сотрудничества в регионе безграничны. Дело только за политиками в Москве, которым нужно эффективно воспользоваться ресурсами и условиями, имеющимися в их распоряжении.
Китай будет ключевым экономическим партнером России в регионе, и торговля между двумя странами процветает. Wall Street Journal сообщает, что торговля между странами увеличилась на более, чем 40% в 2011 году, и достигла объема в 12,6 миллиардов долларов. Однако, как отметил на прошлой неделе дипломат М. К. Бадракумар (M K Bhadrakumar), у России нет желания стать сырьевым придатком Китая.
Хотя новейшие соглашения с Пекином включают в себя проекты по транспорту, коммуникациям и инвестициям в других областях, экспорт энергии будет по-прежнему доминировать в российской экономической интеграции на северо-востоке Азии, пока регион вокруг Владивостока не получит дальнейшего развития. А Москва будет стремиться к диверсификации своих партнеров. Россия контролировала экспорт ресурсов из Центральной Азии со времени распада Советского Союза, поэтому она понимает издержки монопсонии (монополии одного покупателя — прим. переводчика) лучше, чем любая другая страна.
Ситуация сейчас - самая благоприятная: ненадежность нефтяных поставок с Ближнего Востока повышает спрос на российских поставщиков. Кроме того, Япония станет более зависима от нефти и природного газа: 54 ядерных реактора в стране отключены и проходят проверку на уровень безопасности. Хотя после окончания проверок премьер-министр Йосихико Нода намерен активировать ядерные реакторы, более половины населения страны протестует против использования этого вида энергии, а 80% не доверяют правительственным мерам безопасности. Так что в политическом плане Токио будет сложно вернуться к ядерной энергетике в ближайшем будущем.
Правительство Нода определенно понимает необходимость развивать энергетические отношения с Россией. В этом месяце Сейджи Маэхара, глава Демократической партии Японии по формированию политического курса, и вице-президент «Газпрома» Александр Медведев согласились рассмотреть возможности строительства газопровода между Хоккайдо и Сахалином.
Некоторые аналитики выразили озабоченность состоянием экономического сотрудничества между Северной Кореей, Южной Кореей и Россией после того, как Пхеньян провел ракетные испытания в апреле этого года. Однако удвоенные атаки на Южную Корею в 2010 году не повлияли на перспективу проложить транскорейский газопровод, которую одобрили оба корейских правительства в 2011 году.
Хотя перед Москвой стоит трудная задача привлечь инвесторов с Юга и при этом сохранить добрые отношения с Севером, растущие экономические связи с Сеулом и продолжающееся сотрудничество с Пхеньяном демонстрируют находчивость, которую проявляет Кремль в этой игре на сохранение равновесия.
Впереди также много других задач; однако главным препятствием на пути российского успеха на Дальнем Востоке будут не внешние факторы, такие как провокационное поведение Северной Кореи, а собственная неконструктивность Москвы, идущая от мощного государственного вмешательства в региональное развитие.
В 2006 полпред президента России на Дальнем Востоке Камиль Исхаков предложил создать государственную комиссию по Дальнему Востоку, которая бы находилась под контролем премьер-министра (что сделало бы Путина главой проекта, когда он стал премьером в 2008).
В апреле этого года Министерство экономического развития закончило законопроект по созданию госкорпорации, которая будет контролировать распределение лицензий на добычу минералов в 16 регионах восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Корпорация, названная «Дальневосточная республика», частично будет освобождена от действия федерального законодательства, получит крупные налоговые льготы, сможет работать вне регионального государственного контроля и получит акции других госкомпаний в качестве инвестиций.
Корпорация сходна тому, что изначально предлагал Исхаков - однако проект будет находиться в подчинении президента, у которого будут полномочия назначать главу компании и называть состав попечительского совета. Ясно, что Владимир Путин хочет укрепить свою репутацию по развитию российского Дальнего Востока. Нет сомнения, что новый президент намерен подчеркнуть роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда он проведет саммит по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству во Владивостоке в этом году.
Несмотря на самоотверженность, которое российское государство демонстрирует своим участием в развитии самых неразвитых регионов, бывший министр финансов Алексей Кудрин сильно критикует «Дальневосточную республику», считая, что она разрушит инвестиционный климат в стране.
Согласно Кудрину, создание такого игрока на рынке, способного осуществить любой частный проект, учитывая административный ресурс государства и особые предпочтения, будет обозначать, что любой другой инвестор в этой сфере должен будет помнить, что другой крупный игрок с особыми предпочтениями, специальными административными ресурсами и особым доступом к финансам в любой момент может появиться на рынке.
Вмешательство со стороны государства особенно вредит Дальневосточному региону России, так как условия для увеличения активности свободного предпринимательства кажутся очень благоприятными. Когда 73% акций в морском порту Ванино в Хабаровском крае были приватизированы и выставлены на аукцион в мае 2011, самая высокая стоимость, данная за них, составила 10,8 миллиарда рублей (354 миллиона долларов) при начальной цене в 934 миллиона рублей (30,6 миллиона долларов). И хотя выигравшая на аукционе компания сейчас вся в судебных тяжбах, так как оказалась неспособна внести первоначальный взнос за порт, тем не менее этот пример демонстрирует, насколько велик спрос на активы российского Дальнего Востока.
Проблема в дурной славе, которую приобрела приватизация в 1990-е годы, когда олигархи и коррумпированные чиновники привели страну к развалу. Многие общественные деятели отмечают, что хаос, который происходил в 1990-е, не принес ничего хорошего Дальневосточному региону, и поэтому проекты в регионе должно взять в свои руки государство.
Правительству действительно есть чем заняться в регионе, например, сокращением преступности и коррупции, однако дополнительная иерархия и бюрократия не запустит процесс предпринимательства, необходимого для того, чтобы весь регион стал более динамичным. Более того, просто вкачивать средства в регион также не выход, так как это может даже ухудшить уже существующие проблемы.
Правительство Путина, возможно, нет хочет разрешать развитию в регионе протекать органично, так как оно осознает глубокую взаимосвязь между поддержкой правительства внутри страны и реальными темпами роста ВВП, а российская экономика по существу связана с экспортом энергии.
Со своей нетерпеливостью и близорукостью, Кремль будет диктовать темп развития в регионе, чтобы Россия смогла побыстрее начать использовать его запасы природных ресурсов. Но если Россия хочет устойчивого развития на Дальнем Востоке, то ее компании должны стать более продуктивными.
Такие изменения потребуют от правительства позволить бОльшую конкурентоспособность на внутреннем рынке, что будет способствовать и эффективности, и развитию предпринимательства в бизнесе. Правительство президента Дмитрия Медведева предприняло небольшие шаги, направленные на уменьшение государственного контроля над энергетическими компаниями, однако маловероятно, что президент Путин будет продолжать проводить эти меры, совмещая их со своими масштабными планами по Дальнему Востоку.
На данный момент Москва, вероятно, отложит развитие в пользу наращивания инфраструктуры Владивостока в качестве образца для Азиатско-Тихоокеанского саммита по экономического сотрудничеству в 2012. Улучшение инфраструктуры и создание промышленности в городе, исписывающем экономический спад, будет приветствоваться, однако это не создаст модели, которую могли бы перенять остальные города региона. У российского государства, возможно, вполне достаточно ресурсов для того, чтобы инвестировать в самый важный город региона, но оно не может финансировать развитие региона, который составляет 60% от всей территории страны.
Ради будущего России, Путин должен рассмотреть возможность того, чтобы дать приватизации еще один шанс; это может быть единственным шансом на будущее процветание, который есть у России.
Юн Квон — вашингтонский аналитик по международным отношениям.