Даже при повторном открытии маршрутов доставки грузов из Пакистана, американским вооруженным силам предстоит колоссальная работа по постепенной ликвидации войны в Афганистане, откуда требуется вывезти 90 тысяч солдат и огромное количество военной техники, скопившейся там за последнее десятилетие.
Предполагая, что Пакистан не будет больше закрывать границу, американским и натовским командующим все равно придется иметь дело с выводом, по меньшей мере, трети груза из северного Афганистана через разветвленную временную сеть железных дорог и автодорог, пересекающих бывший Советский Союз.
Данные маршруты сами по себе несут стратегические риски. Доступ к транзитным маршрутам зависит от прихоти нескольких среднеазиатских лидеров, а также российского президента Владимира Путина, давнего заклятого противника НАТО. Более того, стоимость доставки груза по северным маршрутам почти в три раза дороже, чем через более короткие пакистанские маршруты.
Читайте также: Пакистан окрывает пути снабжения НАТО, давая преимущество американским войскам в Афганистане
Другим единственно доступным способом покинуть Афганистан, не имеющий выхода к морю, – по воздуху, что является еще более дорогостоящей альтернативой, в 10 раз превышающей стоимость доставки через пакистанские маршруты.
Резюмируя, американские военные специалисты по логистике готовятся вернуть домой примерно 100 тысяч грузовых контейнеров и 50 тысяч колесных машин к 2014 году, когда намечено окончание операции американских военных и сил НАТО.
С момента открытия маршрутов в 2009 году, американские военные все больше рассчитывали на линии доставки грузов через территорию бывшего Советского Союза.
После того, как в ноябре Пакистан закрыл границы в знак протеста против американского авиаудара, в результате которого погибло 24 пакистанских солдат, американские военные начали доставлять около 60% своих грузов через северные маршруты, а недостающая часть доставлялась в Афганистан воздушным путем. Несмотря на то, что перебоев в поставках удалось по большей части избежать, мера привела к тому, что расходы увеличились примерно на 100 миллионов долларов в месяц.
Значение северных маршрутов еще больше увеличится, когда движение грузов пойдет в обратном направлении. К концу сентября 23 тысячи американских военнослужащих должны покинуть Афганистан вместе с соответствующим объемом оборудования.
Также по теме: Плоды ложной афганской политики Кремля
Сначала Россия и несколько стран Центральной Азии одобрили соглашения, которые позволяли Пентагону и НАТО доставлять «не смертоносные» грузы – никаких боеприпасов или бронетанковой техники – в Афганистан, но не предоставили никаких механизмов по выводу оборудования. Они также предоставили воздушное пространство для транспортировки военнослужащих.
Соглашения были нацелены на удовлетворение потребности в ввозе грузов и никак не отражали необходимость вывода войск, заявила Марта Брилл Олкотт (Martha Brill Olcott), специалист по Центральной Азии Фонда Карнеги за международный мир. «Все это изменилось после того, как Пакистан закрыл границы».
За последние несколько месяцев администрация Обамы (Obama) и НАТО подписали соглашения о транзите в оба направления со многими республиками бывшего Советского Союза. Но переговоры в отношении множества дополнительных вопросов все еще продолжаются, включая альтернативные маршруты, доступ к воздушному пространству и аэропортам, тарифы и ограничения видов вооружения, пригодных для перевозки.
«Эти страны знают, что это - их последний шанс, последние переговоры, поэтому они будут дожимать до последнего», - заявил профессор Барнардского Колледжа и эксперт по американским военным отношениям в Центральной Азии Александр Кулей (Alexander Cooley). «Они могут завышать требования, поскольку уверены, что это - единоразовая операция».
Читайте также: Почему Запад верит, что после 2014 года Афганистан изменится в лучшую сторону?
Даже при повторном открытии границ Пакистаном, северные маршруты рассматриваются как жизненно необходимая альтернатива против возможного изменения настроений в Пакистане.
Через север существует два основных маршрута из Афганистана: либо поездом в Узбекистан, либо автотранспортом в Таджикистан. Обе страны обладают прискорбными показателями соблюдения прав человека.
Помимо этого, сопровождающие груз конвои, предоставляемые частными компаниями, должны пересекать Казахстан или Киргизию. Большая часть маршрутов приводят в Россию прежде, чем окольными путями выведут к портам в Сибири или в Балтийском море.
Согласно представителям США и НАТО, процесс переговоров с республиками Центральной Азии зачастую был таким же сложным, как и с Пакистаном. Страны не доверяют друг другу, конкурируют и зачастую пытаются саботировать друг друга и добиться больших уступок от Вашингтона и союзников.
«Они все хотят играть друг против друга», - заявил высокопоставленный представитель НАТО, выступая на условиях анонимности в связи со сложностью переговорного процесса.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) в июне объявил, что альянс достиг соглашений с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном для вывода оборудования и техники из Афганистана. Официальный представитель отказался от предоставления сведений о соглашениях, в частности - стоимость транзита, но признал, что вооружение продолжает оставаться запрещенным грузом на северных маршрутах.
НАТО продолжает вести с Россией переговоры об организации авиатранспортного хаба в Ульяновске – родном городе Ленина - к которому доставлялись бы железнодорожные грузы из Центральной Азии, паковались в контейнеры и отправлялись самолетами в Европу.
Также по теме: Афганская нарковойна
Высокопоставленный специалист по логистике армии США вице-адмирал Марк Харнитчек (Mark D. Harnitchek), разработавший северные маршруты, заявил о своей уверенности в том, что сеть останется надежным маршрутом для вывода контингента.
«Если бы вы разрабатывали систему вхождения в Афганистан, вы не стали бы это делать через север, но он показал себя жизнестойким», - заявил на прошлой неделе Харнитчек, возглавляющий Управление тыла министерства обороны США. «Эти страны удивительно склонны к сотрудничеству».
Но многие из них без сомнений использовали свое положение для того, чтобы формулировать специальные требования.
Например, в апреле военные Киргизии запросили генерала Корпуса морской пехоты Джеймса Мэттиса (James Mattis), возглавляющего Межвидовое командование вооруженных сил США, не хочет ли Пентагон передать им дроны после выхода из Афганистана. Согласно информации Radio Free Europe, Мэттис не дал ответа, а заявил, что переправит запрос в Вашингтон.
Тем временем, Узбекистан попытался капитализировать свой статус единственной страны, имеющей железнодорожное сообщение с Афганистаном, и попытался получить дополнительные 50% стоимости за транзит военных грузов из зоны конфликта, настаивая на дополнительной премии к той сумме, которую получают соседи.
«Все хотят повысить цены», - заявил Олкотт. - Казахи жалуются, что узбеки получили лучшие условия».
По ее словам, схожие региональные споры возникли, когда Вашингтон захотел заплатить странам не деньгами, а использованным военным оборудованием.
«Узбеки жалуются на таджиков, казахи - на киргизов. Получается, что оружие может быть эффективно использовано против соседей или внутри собственной страны».