Когда она умирала, я держал ее за руку.
Ее семья приехала в церковь, где я в то утро проводил службу. Это было обычное воскресенье. Они думали о чем угодно, когда ехали по Колорадо-Спрингс к огромному религиозному центру церкви «Новая жизнь» из бетона – но только не о том, что молодой человек с мощной винтовкой откроет стрельбу по их машине.
Позже в тот же день все мы собрались в местной больнице. Девушка Рэчел, которую я держал за руку, уже потеряла сестру в момент нападения. Ее отец лежал внизу в критическом состоянии, а мать мучилась в приемном покое, но она ничего не знала об этом. Рэчел еще пару часов пролежала в реанимации без сознания.
А потом она умерла. Ее семья тем утром вместе отправилась в церковь, а к вечеру эта семья была уничтожена.
Это случилось почти пять лет назад.
Расстрел в кинотеатре в городе Аврора потряс меня, как и всю страну. Читая о юных и ничего не подозревавших жертвах, я вернулся в своих воспоминаниях к умиравшей в реанимации девушке, которая в тот день в 2007 году ехала ко мне в церковь. Тогда две девушки погибли, а еще несколько человек получили ранения. Можно вспомнить и массовое убийство в школе Колумбайн за десять лет до того события, которое привело в ужас весь мир и стало страшной раной для Колорадо. Можно также вспомнить и тот болезненный вопрос, который неотступно следовал за этими и более ранними убийствами. Почему это произошло? Где был Господь в это время? Как любящий всех Бог мог допустить такое?
Читайте также: «Охота на ведьм» во имя Господа
Нам, пасторам, приходится выполнять незавидную задачу, давая ответы от имени Господа. Большинство людей задает важные вопросы в моменты сомнений, когда удовлетворяющих их ответов мало.
Скажем честно и открыто: легких ответов на самые глубокие вопросы о страданиях нет. В библиотеках полно томов, посвященных этой теме. Веками философы, ученые и проповедники размышляли о существовании зла, о предназначении боли и о роли Всевышнего в страданиях.
Я не буду пересказывать здесь все размышления. Но вот, что я думаю по этому поводу.
Бог создал жизнь и добро. Он выделил человечество из остальных своих творений, наделив людей разумом, эмоциями, проворством и способностью выбирать. Священное Писание учит нас, что Бог создал людей по своему подобию. Отделенные от остальных его творений, мы получили возможность познать нашего Творца и выбрать его. Бог так сильно полюбил человека, что отдал нам этот высший дар.
Способность выбирать Бога и добродетель сопровождалась соразмерной способностью выбирать зло. Правильно ли заставлять свое творение следовать такому порядку, научить его, а потом поставить перед выбором? Похоже, Господь пришел к тому же выводу, какой спустя много тысячелетий сделали отцы-основатели Америки: принудительная добродетель никак не может быть добродетелью.
Также по теме: Олимпиада как способ «прославить Бога в телах ваших»
Но Библия также учит нас, что Бог всем управляет. Он всемогущ и всезнающ. Он может и хочет вмешиваться в людские события. Так что есть разница между человеческим выбором и предвидением свыше. Эта разница не поддается пониманию и помогает формировать Бога в моем сознании.
Дебаты по поводу этого теологического момента ведутся на протяжении столетий, и я не собираюсь разрешать их прямо здесь и сейчас. Позвольте просто предположить, что Господь со своим всевластием решил сделать наши решения осмысленными. Следовательно, многое из происходящего на земле не соответствует его предпочтениям и не является их результатом. На людские события свое влияние оказывают, как минимум, три вещи. Это, конечно же, воля Божья, а также воля дьявола-искусителя, выбор человека ко злу или к добру, и законы природы (притяжение, столкновение, возгорание и т.д.)
Трудно понять, какие силы вызывают опустошающие и разрушающие нас обстоятельства. Но достаточно знать о том, что не надо сваливать ответственность за них на Бога.
Внутреннее смятение в связи с трагедией объясняется тем, что страдания нам чужды. Такая чужеродность страданий является современной и особенно характерной для Запада. Большая часть мира на протяжении большей части своей истории полной чашей испивает трагедии и боль.
Читайте также: Жизнь без Бога - неверующие в России
Вы не встретите такого же ужаса и оцепенения в Бурунди или Бирме, потому что там страдания естественны и нормальны. Там Господь и трудные времена сосуществуют интуитивно. Но для нас Господь стал Главным Анестезиологом. Верить в него – значит получить прощение за многие плохие вещи и поступки. Он – наша панацея от житейских бед и невзгод.
Библейский Бог не обещает освобождение от страданий. На самом деле, он практически обещает нам страдания. Он не говорит о том, что его последователям не придется идти сквозь огонь. Он просто сообщает нам, что мы в нем не сгорим. А главное - он обещает быть вместе с нами, обещает утешать нас, подбадривать и придавать нам новые силы. Господь скорбит вместе с нами, а в процессе этого превращает нас в хороших и добрых людей.
Где был Господь во время событий в Авроре? Он был на лужайке перед зданием городской администрации, когда там собрались тысячи людей в знак солидарности, надежды и любви, проводя в прошлое воскресенье всенощное бдение. Он был в университетском госпитале, когда нейрохирургам оставалось лишь надеяться на чудо.
Также по теме: Богохульство и бунтарство в России
Он был на похоронах погибших, он был в излияниях сострадания, в страстном призыве к единству, с которым обратился решительный член городского совета. Он был у изголовья раненых и на ночном бдении церковной общины. Покаяние в Авроре только началось, а Господь уже повсюду. Когда будет написана эта история, она затмит собой и превозможет тлен и пепел.
Иисус начал свою миссию словами «Я - свет мира», а закончил ее словами «Вы - свет мира».
Наши города увидят такого Господа, какого мы им покажем. Свет во тьме светит с самого начала – так указал он. И чем мрачнее тьма, тем ярче будет свет. Где Господь в Авроре? Он ярко воссиял в людских сердцах.
Изложенные в статье мнения принадлежат исключительно Робу Брендлу.
Примечание редактора: Роб Брендл - пастор и основатель денверского храма Объединенной церкви Христа, бывший помощник пастора церкви «Новая жизнь» в Колорадо-Спрингс, автор книги «In the Meantime: The Practice of Proactive Waiting» (Тем временем. Практика инициативного ожидания).