В субботу, 13 октября шестидесятичетырехлетний кардинал Питер Тарксон (Peter Turkson) из Ганы, председатель Папского Совета справедливости и мира показал участникам Синода, собравшимся в Риме, 7-минутный видеофильм о демографическом приросте мусульман в Европе. Кардинала обвинили в исламофобии, нетерпимости и ненависти к исламу.
Но это обвинение совершенно несостоятельно. Прежде всего, по той простой причине, что видеофильм под названием «Демография мусульман» был уже давно выложен на Youtube. Тот, кто хотел его посмотреть, мог это сделать и без помощи кардинала Тарксона. Во-вторых, есть и еще более простая причина, заключающаяся в том, что факты есть факты. Тот, кто говорит, что дважды два равно четырем, не дает никакой политической, идеологической или религиозной оценки. То же самое касается и демографических данных. Математический расчет говорит о том, что если нынешняя тенденция сохранится, то через 39 лет Франция может стать исламской республикой. Плохо это или хорошо - каждый может дать свою оценку, но данные именно таковы.
Перед лицом обвинений кардинал сказал, что в его намерения не входило разжигать страх или ненависть. В конце концов, сказал он: «Для меня нападать на ислам — это все равно, что нападать на собственную семью. Я происхожу из семьи, в состав которой входили мусульмане. Мой дядя по отцу был мусульманином, и он заботился обо мне, когда я был ребенком. А когда он состарился, то я присматривал за ним до самой его смерти». Мать кардинала была методисткой, а отец — католиком, то есть мирное сосуществование религий он знает по собственному опыту.
«Проблема заключается не в том, чтобы открыть полемику против ислама, а в том, чтобы заявить о нынешнем демографическом застое на Западе, который является результатом культуры, направленной против жизни», - сказал кардинал Тарксон. «Есть настоятельная необходимость в том, чтобы применить ценности царства Божьего и Евангелия к социальному устройству», - заявил кардинал. В интервью 16 октября, он сказал, что показал видеофильм, чтобы проиллюстрировать ситуацию на Западе и показать, что социальный порядок не поддается евангелизации, и поэтому наше общество может столкнуться с самыми разнообразными проблемами. Действительно, кардинал потребовал, чтобы «Руководство по социальной доктрине церкви» появилось на сайте Ватикана рядом с катехизисом и пожелал, чтобы следующий синод был посвящен евангелизации социального порядка. Дело кардинала Тарксона заставляет задуматься.
Когда речь заходит об исламе, атмосфера делается тяжелой. Даже представление статистических данных, которыми полны ежегодные доклады всех исследовательских институтов и доступных всем, может привести к обвинению в исламофобии. Здесь есть четкая связь между демографией, социальным порядком и христианской религией. Кардинал смело выявил эту проблему. Демографический спад на Западе, который ставит его в уязвимую позицию по сравнению с теми, кто имеет высокий уровень рождаемости, - это выражение социального беспорядка и растерянности. Корни этого явления кроются в утрате христианской веры. Вопрос заключается в том, кто должен заниматься этой проблемой?
Кардинал не заявил об этом мусульманам или европейским семьям, которые не хотят иметь детей, он сказал об этом христианам и епископам, собравшимся в Риме на заседания Синода по новой евангелизации. Если церковь намерена снова евангелизировать Европу, то она не сможет обойти проблему исламской Европы в ближайшем будущем. На Синоде его участники затрагивают массу проблем. Кардинал Тарксон хорошо сделал, что напомнил об этой центральной проблеме, которая рискует быть преданной забвению - то ли из страха быть обвиненными в исламофобии, то ли из ложной терпимости, которая смыкается с религиозным безразличием.
Подняв вопрос о социальном устройстве и евангелизации, кардинал Тарксон ввел религиозную проблему в круг вопросов об общем благе. Не все религии одинаково рассматривают вопрос об общем благе. Кардинал косвенно обратился ко всем европейским гражданам и в особенности - к политикам. Затронутый им вопрос имеет огромную важность. Общество должно подвергнуться евангелизации, чтобы вновь обрести свою приверженность истине, а не скатываться к религиозному равнодушию.