Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Защита Сэнкаку - борьба за справедливость

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале XX века в Турции и Польше была очень популярна Япония. В то время обе страны противостояли России, а Япония вышла победителем из Русско-японской войны. Сегодня многие страны азиатского региона, такие, как Монголия, Вьетнам, Индия, занимают дружественную позицию по отношению к Японии. Просто они до сих пор помнят историю вторжений Китая в свои страны.

В практике международных отношений враждебные страны - это государства, которые вредят национальным интересам, а дружественные страны - это те, которые способствуют национальным интересам, либо являются врагами враждебных стран. Страна подразумевает три составляющие: народ, территория и суверенитет. Страна, которая наносит вред всем трем элементам, представляет собой серьезного противника.

Дружба с Японией родилась в сопротивлении

В настоящее время многие страны азиатского региона, такие, как Монголия, Вьетнам, Индия, занимают дружественную позицию по отношению к Японии. И это совершенно не значит, что они с особой любовью относятся к японцам. Просто они до сих пор помнят историю вторжений Китая в свои страны. Китай является для них враждебной страной, а враг моего врага — мой друг. Причина, по которой эти страны тепло относятся к Японии, состоит в том, что они считают Японию способной противостоять Китаю. Следовательно, если в отношениях между Японией и Китаем происходит сближение, то, скорее всего, доверие к Японии в этих странах упадет.

В начале XX века в Турции и Польше была очень популярна Япония. В то время обе страны противостояли России, а Япония вышла победителем из Русско-японской войны. «У страны нет вечных друзей и вечных врагов, а есть только вечные интересы» (премьер-министр Великобритании Пальмерстон), – вот основополагающее правило международных отношений.

Читайте также: Почему Россия молчит по поводу островов Сэнкаку?

Какие же страны противоречат национальным интересам Японии?

Угрозу представляет собой сила помноженная на волю. Наверное, самой мощной силой в военном отношении, угрожающей национальной, территориальной целостности и суверенитету Японии, являются США. Далее Россия, Китай и КНДР. Эти страны имеют в своем арсенале ядерное вооружение в количестве от десятков до тысяч зарядов, в их распоряжении также имеются десятки и сотни баллистических ракет, в зоне поражения которых находится Япония. Южная Корея тоже приняла решение о разработке в течение нескольких лет баллистических ракет с дальностью поражения 800 км, способных атаковать западное побережье Японии.

Далее, если оценивать страны по желанию нанести вред интересам Японии, то США выступают в роли союзника, и можно предположить, что их желание атаковать Японию стремится к нулю. Умножаем силу на волю и получаем, что угроза, исходящая от США, равняется нулю. Россия захватила территории Японии и пытается удерживать незаконное приобретение. Перемножаем волю и мощь России – получаем наличие угрозы с ее стороны.


Сила x воля = наибольшая угроза со стороны Китая

Китай пытается отобрать у Японии острова Сэнкаку, находящиеся под эффективным управлением Японии, и изменить сложившуюся ситуацию. То есть, Китай активно стремится нарушить территориальную целостность Японии. Если умножить возможности Китая на его желания, то угроза, исходящая от этой страны, очевидна. Похищая японских граждан, КНДР нанесла ущерб жизням людей, которые составляют бесценную часть национальных интересов страны. Умножаем силу на волю Северной Кореи и получаем наличие угрозы. Южная Корея нелегально захватила острова Такэсима, которые являются территорией Японии, и пытается сохранить текущее положение. В результате умножения возможностей на желания Южной Кореи также получаем положительное значение.

Также по теме: Конфликт из-за островов и его смыслы


В итоге после умножения силы на волю получаем, что самая большая угроза исходит от Китая.

С другой стороны, три этих страны —  США, Россия, Южная Корея – являются демократическими. В целом система демократической страны такова, что развязать войну против кого-то довольно сложно. Войны во многих случаях начинаются с внезапных атак. Однако демократической стране с прозрачной системой принятия политических решений внезапно напасть на врага не так-то просто. Кроме того, в демократической стране правительство остается у власти не путем устрашения насилием, а путем убеждения населения. В отношении внешней политики такие страны занимают схожую позицию, отдавая приоритет переговорам, и таким образом, вероятность выбора  силового метода довольно мала. Китай и КНДР являются странами с диктаторским строем, то есть странами, у которых нет демократических тормозов в отношении войн.

Система гражданского контроля позволяет правительству контролировать армию в случае военного положения. И в США, и в России, и в Южной Корее действует система гражданского контроля. В этом плане КНДР отдает приоритет армии, в этой стране «армия важнее политики», в Китае коммунистическая партия, «родившаяся из порохового дыма», и армия слились воедино, в этой казарменной стране и не пахнет гражданским контролем. Принимая во внимание все вышеперечисленные условия, самой большой угрозой для Японии на сегодняшний день являются территориальные претензии со стороны Китая.

Взаимодействовать, основываясь на уставе ООН

Как же должна отвечать Япония на претензии Китая? Действия Китая в отношении Японии с целью захвата островов Сэнкаку не только наносят вред жизненно важным национальным интересам Японии, но и расходятся с уставом ООН. Первый принцип устава ООН гласит о том, что ««все члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в международных отношениях от угрозы силой или её применения…»

Читайте также: Пекин продолжает давление на Японию из-за островов Сэнкаку

Таким образом, действия Японии, противостоящей Китаю в его намерениях захватить японские острова Сэнкаку путем силовой угрозы или применения силы, соответствуют уставу ООН и являются правомерными. Действия Японии и Китая, нацеленные на острова Сэнкаку, не ограничиваются рамками столкновения национальных интересов двух стран. Проблема затрагивает понятие справедливости в международном обществе.

Сейчас в Японии стали ощущаться результаты войны общественного мнения, психологической войны и экономического давления, которые были навязаны Китаем, усиливается мнение о необходимости компромисса с Китаем. Хотя еще лидер КНР Мао Дзэдун говорил: «Думать о том, что, пойдя на компромисс с врагом и пожертвовав небольшими территориями и частицей суверенитета, можно остановить нападение — не более, чем иллюзия» (отрывок из работы «О затяжной войне»), вряд ли стоит забывать об этом.

Одним из мотивов поведения Японии по удержанию островов Сэнкаку является желание бороться за справедливость. Если Япония уступит, то все слабые игроки в Азии разочаруются в ней как в силе, которая может составить оппозицию сильному игроку. Тогда  Япония потеряет контроль в азиатском регионе. Если же Япония не станет противостоять сильной стране, то все слабые страны вряд ли смогут продолжать мирно жить в спокойной обстановке.

Автор – профессор Национальной академии обороны Японии.