Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайско-японский спор все сильнее отражается на экономике ведущих азиатских стран

© REUTERS / KyodoПатрульные корабли КНР в районе спорных островов Сенкаку
Патрульные корабли КНР в районе спорных островов Сенкаку
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономические последствия спора между Японией и Китаем, который разразился в 2010 году по поводу восьми необитаемых островов, продлились меньше месяца. На сей раз эти разногласия продлевают рецессию в третьей по размерам экономике мира.

Экономические последствия спора между Японией и Китаем, который разразился в 2010 году по поводу восьми необитаемых островов,  продлились меньше месяца. На сей раз эти разногласия продлевают рецессию в третьей по размерам экономике мира.

Прошло четыре месяца с тех пор, как китайские потребители устроили бойкот японским товарам из-за этих островов в Восточно-Китайском море, а объем продаж автомобилей из Японии в Китай так пока и не восстановился. Кроме того, китайские предприятия начинают отдавать предпочтение южнокорейским поставщикам комплектующих деталей, а Соединенные Штаты опередили Китай, став для Японии крупнейшим экспортным рынком.

«Такие ссоры становятся все более дорогостоящими, поскольку зависимость Японии от Китая как от экспортного рынка увеличилась, - говорит Тони Нэш (Tony Nash), работающий в Сингапуре генеральным директором компании IHS Inc., которая обеспечивает промышленные предприятия и финансовые фирмы исследовательскими материалами и аналитикой. – Национализм в связи с этой проблемой привел к снижению спроса на японскую продукцию в Китае, и теперь китайские компании даже приобретают товары у корейских поставщиков».

Уверенность, с которой Китай предъявляет свои территориальные претензии, усиливается, а объем торговли между двумя странами с 2000 года вырос в три раза, составляя сегодня более 300 миллиардов долларов. Поэтому коммерческие потери от продолжения этого спора постоянно увеличиваются. Последняя вспышка напряженности возникла в момент, когда бизнесмен Куниоки Курихара (Kunioki Kurihara) продал в сентябре три спорных острова японскому правительству за 2,05 миллиарда йен (23 миллиона долларов). Новый руководитель Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин назвал эту сделку фарсом.

Читайте также: Японо-китайские отношения на перепутье

Негативные последствия этой сделки могли привести к снижению роста в Японии в последнем квартале года примерно на один процентный пункт. Такую оценку дает JPMorgan Chase & Co. Этого достаточно, чтобы удерживать экономику страны в состоянии рецессии после двухквартального периода снижения деловой активности, закончившегося 30 сентября. Согласно расчетам Bloomberg News, ВВП страны в последние три месяца 2012 года мог сокращаться на 0,5% в годовом исчислении.

Спад производства


Противостояние из-за островов, которые в Японии называют Сенкаку, а в Китае - Дяоюйдао, способствовало сокращению японских поставок в Китай в течение шести месяцев, закончившихся в ноябре. Промышленное производство в Японии в ноябре сократилось на 1,7%, и это самый низкий уровень после землетрясения 2011 года.

Каждый раз, когда возникают политические споры, экономический эффект от них усиливается. Когда бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) посетил в 2005 году в Токио усыпальницу, где среди прочего хранится прах военных преступников, китайский народ и политики этой страны выступили с протестом. Однако объем торговли между двумя странами в тот год увеличился на 12 с лишним  процентов.

Ситуация ухудшилась в 2010 году, когда в спорных водах столкнулись китайское рыболовецкое судно и японский корабль береговой охраны. Китай тогда прекратил выдавать Японии экспортные лицензии на редкоземельные металлы, которые необходимы для производства автомобилей и электроники. Спустя неделю выдачу лицензий возобновили - после того, как Япония отпустила задержанного капитана судна.

Острова Сенкаку


Также по теме: Агресивные действия Китая не остановятся

Наибольшие последствия

Спор нынешнего года имеет сегодня наибольшие последствия, говорит специалист по китайской политике из Университета Майами во Флориде профессор Джун Тейфель Дрейер (June Teufel Dreyer). Когда японское правительство купило три острова, возмущенные китайцы устроили бойкот японским товарам и начали бить витрины японских магазинов в Китае.

«Несомненно, это реально изменило ситуацию, а не было каким-то незначительным моментом, - отмечает Дрейер. – Китай будет предъявлять свои претензии на право владения островами до тех пор, пока не получит то, что ему нужно».

Острова дают выход в богатые рыбопромысловые районы, к возможным участкам нефтяных месторождений, а также могут стать важными военными форпостами в море между Китаем, Японией и Тайванем. И это пересиливает потребность в поддержании экономических связей, которые Джеспер Колл (Jesper Koll), возглавляющий в отделении JPMorgan в Токио исследования акционерного капитала, называет «браком, заключенным на небесах».

«У Японии есть интеллектуальная собственность, бренды и капитал, а у Китая - люди, рынки и покупательная способность», - заявил Колл во время интервью.

Предложение Исихары


Последняя ссора возникла в апреле, когда бывший мэр Токио Синтаро Исихара (Shintaro Ishihara) заявил, что намерен на государственные деньги выкупить у Курихары острова. 80-летний Исихара является давним критиком Китая, и поэтому вместо него покупку совершило правительство страны в попытке ослабить гнев китайцев.

Читайте также: Япония должна сосредоточится на своей больной экономике


2 декабря китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» выступило с критикой в адрес американского Сената, утвердившего поправку, демонстрирующую, что эти острова подпадают под действие договора об обороне между США и Японией. «Синьхуа» назвало это «тревожным сигналом» для всего мира, заявив, что Сенат стремится к эскалации напряженности между Китаем и Японией.

«Этот спор изменил картину китайско-японских отношений, - говорит профессор Массачусетского технологического института Тейлор Фрейвел (Taylor Fravel), специализирующийся на политике Китая. – Будучи территориальным, этот спор подвержен все новым виткам эскалации».

Этот конфликт еще больше усилился в связи с победой на выборах Либерально-демократической партии Японии во главе с Синдзо Абэ (Shinzo Abe), которая после убедительного триумфа вернулась в декабре к власти. В своем заявлении ЛДП предложила крепить военную мощь страны, заявив, что подумает о размещении на островах представителей японской власти. В ответ на это 26 ноября в China Daily появилась редакционная статья, в которой это партийное заявление названо «опасным».

Геологические претензии


За два дня до выборов Китай направил в ООН доклад на 11 страницах, в котором утверждается, что в силу геологического строения континентального шельфа эти острова являются естественной частью Китая.

Также по теме: Конфликт из-за островов и его смыслы


Япония вчера заявила, что правительство вызвало китайского посла и выразило ему протест в связи с нахождением возле островов четырех кораблей наблюдения. Китай ответил, что корабли эти выполняют свои обычные обязанности вокруг китайской территории. Заявление такого содержания сделал на брифинге в Пекине официальный представитель МИД КНР Хун Лэй (Hong Lei).

«Поскольку японская политика решительно сворачивает вправо, можно ждать все более частых и все более мощных ссор между Японией и Китаем, - говорит главный экономист Australia and New Zealand Banking Group Ltd. Лю Лиган (Liu Li-Gang), когда-то работавший во Всемирном банке. – В итоге с потерями столкнутся обе экономики. Япония потеряет крупный рынок, а Китай не сможет пользоваться японскими технологиями и инвестициями для обеспечения собственного роста».

Несколько десятков судов вышли из Тайваня в сторону спорных с Японией островов


Потери Toyota

Доля японских автомобилестроителей на китайском рынке сократилась с 23% в сентябре до 14% в ноябре, о чем 29 ноября сообщил директор Государственного информационного центра Китая Сю Чанмин (Xu Changming). Самая крупная среди японских автомобилестроителей компания Toyota Motor Corp. заявила в ноябре, что объемы ее производства в Китае упали до самой низкой отметки за последние десять лет. А Nissan Motor Co. сообщила о самом крупном спаде производства с 2009 года.

Крупнейшая в Японии авиакомпания All Nippon Airways Co. из-за этого спора в период с сентября по ноябрь отменила рейсы с количеством пассажирских мест в 46000, о чем сообщил ее представитель Рёсэй Номура (Ryosei Nomura). Этот авиаперевозчик прогнозирует, что из-за спора объем продаж у него сократится примерно на 10 миллиардов йен.

Смотрите также: Китайско-японский спор из-за островов Сенкаку


Опасаясь нападений со стороны протестующих против Японии, компания Fast Retailing Co., продающая одежду торговой марки Uniqlo, с 14 по 24 сентября закрыла 60 из своих 190 магазинов в Китае, о чем сообщила ее пресс-секретарь Юкие Сакагучи (Yukie Sakaguchi)

«Мы закрыли магазины в тех районах, где может быть опаснее всего, например, возле японского посольства в Пекине», - сказала она.

Протестующие против политики Японии напали на три универмага оператора Heiwado Co. в провинции Хунань. Эта компания по управлению супермаркетами находится в префектуре Сига в центре Японии. В результате она была вынуждена закрыть свои магазины в этой провинции на месяц с лишним, понеся убытки на сумму около 500 миллионов йен, о чем заявил представитель компании Томохару Цуда (Tomoharu Tsuda).

«Они били стекла, ломали ставни и крушили товары в магазинах, - рассказал Цуда. – Это вполне может случиться снова».

Хотя административная власть над островами Сенкаку принадлежит Японии, она не обращала на них никакого внимания с момента окончания Второй мировой войны до 1969 года, когда комиссия Организации Объединенных Наций заявила, что окружающее эти острова морское дно может иметь «исключительно большие» запасы нефти. В последующие годы свои территориальные претензии на эти острова предъявили Китай, Япония и Тайвань.

«Поскольку существующие месторождения истощаются, значимость нефтяных и газовых месторождений в Южно-Китайском море будет увеличиваться. А это - одна из главных причин, по которой проблема территориальных претензий будет сохраняться», - говорит Хао Хун (Hao Hong), директор по исследовательской работе пятого кредитного банка (Bank of Communications) в Китае по размерам активов. Китай - сильнее Японии «в военном и экономическом плане», добавляет он.

Читайте также: Националистический поворот Японии

Японское вторжение


В основе этого пограничного спора лежит непростая история напряженных дипломатических отношений между двумя странами, уходящая корнями в 1937 год, когда Япония напала на Китай, а ее войска начали творить в этой стране неисчислимые зверства.

Обе стороны наращивают свой политический капитал, раздувая националистические страсти. В октябре Абэ посетил ту самую усыпальницу, где ранее побывал Коидзуми. А законодатели манипулируют этим спором в собственных своекорыстных интересах, несмотря на убытки для экономики, говорит профессор Гонконгского университета науки и технологий Дин Сюэлян (Ding Xueliang), преподающий современную политику Китая.

«Япония всегда была удобной мишенью для китайского правительства, когда ему нужно было направить внутренние возмущения в нужное русло, - отмечает он. – По сравнению с политическими ценностями торговые ценности в отношениях с Японией вторичны».

Китай может пойти на 30-процентное сокращение торговли с Японией, и лишь после этого будет вынужден сдать назад, - в то время, как у Японии этот болевой порог составляет около 20%, дает свою оценку профессор Дин.

Предложение Дэна

Один из возможных курсов действий был в свое время предложен покойным китайским руководителем Дэн Сяопионом, говорит старший экономист из токийского Fujitsu Research Institute Мартин Шульц (Martin Schulz).

Также по теме: Бюджет на силы самообороны Японии

«Китай знает, что никогда не получит эти острова, а Япония знает, что Китай ни за что не даст ей спуску, - отмечает Шульц, проводивший научные исследования для Банка Японии. – Единственным решением проблемы остается позиция Дэн Сяопина, которой он придерживался с 1970-х годов. Заключается она в следующем: не надо раздувать шумиху, пока не станет возможным двустороннее экономическое сотрудничество в этом районе».

Поскольку нынешнее противостояние толкает Японию и Китай на снижение взаимной зависимости, США могут выиграть от этого в своих отношениях с обеими сторонами, о чем говорит Лю Лиган из Australia and New Zealand Banking Group Ltd. «США обретут повышенную значимость как для Китая, так и для Японии, и они будут играть важную уравновешивающую роль между этими странами, - отмечает Ли. – Япония может увеличить свои инвестиции во Вьетнам и в другие страны из состава АСЕАН».

Антияпонские демонстрации в Китае


Экспорт из Японии в 10 стран АСЕАН за десятилетие до 2011 года вырос почти на 50%, о чем свидетельствуют данные ее Министерства финансов.

Неожиданная удача в виде АСЕАН

«Японские инвесторы ускорят темпы диверсификации инвестиций, превратив это в свою стратегию действий во всей Азии, - говорит Тао Дун (Tao Dong), возглавляющий секцию азиатской экономики за исключением Японии в гонконгском отделении Credit Suisse Group AG. – Мы видим, как японские инвестиции все чаще идут во Вьетнам и на Филиппины. А в будущем таких инвестиций станет гораздо больше».

Читайте также: Япония хочет выкупить спорные острова в Восточно-Китайском море

С января 2011 года японские компании потратили или планируют потратить на поглощения в блоке АСЕАН более 10 миллиардов долларов, о чем свидетельствуют данные анализа Bloomberg. В ноябре Kirin Holdings Co. подала заявку на сумму 2,2 миллиарда долларов, желая приобрести сингапурское отделение по продаже продуктов питания и напитков компании Fraser & Neave Ltd.

Китай, у которого имеются разногласия и со странами АСЕАН по поводу островов в Южно-Китайском море, получил в прошлом месяце предостережение от Вьетнама, порекомендовавшего ему не применять экономическую силу при урегулировании споров.

«Влияние японского бизнеса в Китае начнет снижаться, потому что Китай привлекает все больше европейских и американских инвестиций - заявил в интервью в Токио Лю Лиган из Australia and New Zealand Banking Group Ltd. – Позиции японских фирм в Китае в будущем могут ослабнуть».

Инвестиционное наследие

Но поскольку японские компании на протяжении десятилетий вкладывали в Китай свои капиталы, такое наследие снижает шансы на их уход из этой страны, отмечает Нэш из IHS. «Это не вопрос «или-или», - написал Нэш по электронной почте. – Фирмы останутся в Китае, и также будут вкладывать свои инвестиции в Юго-Восточной Азии и других местах. Японскому экспорту трудно полностью уйти из Китая, а китайским производителям оборудования трудно полностью отказаться от японских комплектующих».

У японских компаний, таких как Nissan, в закончившемся в марте 2011 года финансовом году в китайских филиалах работало 1,6 миллиона человек, о чем сообщило японское Министерство торговли.

Главный экономист Nomura Research Institute Ltd. Ричард Ку (Richard Koo) так написал об этом в своем докладе от 11 декабря: «Каким бы беспардонным ни было поведение Китая в споре из-за островов Сенкаку, в практическом плане Японии надо действовать очень осторожно, учитывая масштабы японских инвестиций в этой стране».