В конце прошлой недели на улице царила поистине весенняя, а не зимняя температура - 13 градусов. Для начала января это, пожалуй, чересчур тепло. Некоторые новости политики и экономики, появившиеся на прошлой неделе, также заставляли усомниться в том, что на дворе январь, а не апрель, точнее - не 1 апреля. Так, французский актер Жерар Депардье в знак протеста против политики нового французского правительства и президента Олланда и жесткого повышения налогов, изъявил желание стать гражданином России и уже успел получить российский паспорт. В национальном костюме сибирского крестьянина, Обеликс отправился в Сочи, где встретился с президентом Путиным, который лично вручил ему новый паспорт. Как-то с трудом можно представить себе Депардье, французского кутилу, сидящего в мазанке в тайге. Водка вместо красного вина? Вид на березовый лес вместо Эйфелевой башни? Что-то не верится… Похоже на первоапрельскую шутку.
Также трудно поверить в намерение американского правительства выпустить гигантскую платиновую монету для решения (по крайней мере, временного) долговых проблем. Такие сообщения появились на прошлой неделе на многих новостных порталах. Таким образом министерство финансов нашло лазейку в законе, с помощью которой можно избежать бюджетного обрыва. Американское правительство не обладает правом денежной эмиссии. Прерогатива денежной эмиссии в США закреплена за Федеральной резервной системой. Между тем, министерство финансов имеет право чеканить платиновые монеты любого номинала и в любом количестве. Чеканка платиновой моменты в $1 трлн. и выкуп госбондов на эту сумму позволила бы решить долговые проблемы страны.
Читайте также: США - угроза «фискального обрыва» или шанс все исправить?
Верится с трудом
Если бы все вокруг не было так грустно, от таких новостей можно было бы умереть со смеху. Хотя США сумели в последнюю минуту предотвратить фискальный обрыв, грозивший экономике страны в конце прошлого года, впереди - новые трудности. По данным Минфина, установленный потолок госдолга на отметке 16,4 трлн. долларов, уже достигнут! Только в январе 2011 года лимит госдолга был поднят с 14,3 трлн. до сегодняшних 16,4 трлн. долларов. США тратят деньги с такой скоростью, что голова идет кругом. Тот факт, что вновь начались разговоры о поднятии потолка госдолга, говорит о том, что подобные лимиты вряд ли заслуживают доверия. Каждый раз поднятие потолка госдолга приводит не к решению долговых проблем, а к новым разговорам о дальнейшем поднятии лимита. Так же будет и дальше. Какова функция лимита госдолга (в других странах он еще носит название «долговой тормоз»), если он может быть отменен решением правительства?
Есть потенциал
Сейчас США вряд ли считают возможным решить этот вопрос. И так потребовалась целая вечность для того, чтобы достичь компромисса в вопросе повышения налогов и избежать «финансового обрыва». При этом, потенциал для решения долговых проблем у США довольно большой. Если бы во Франции налоговая ставка для богатых была на том же уровне, что и в США, Депардье не пришлось бы уезжать в Сибирь.
Также по теме: Петля рейтингового агентства Fitch грозит Обаме
Необязательно быть социалистом, чтобы понять, что сильные плечи американского народа в состоянии взять на себя и более тяжелую ношу. Когда американские инвесторы жалуются на 20-процентные налоги на свои доходы или лица с доходом более 400.000 долларов в год противятся тому, чтобы платить в будущем подоходный налог в размере 39,6 вместо 35 процентов, европейские налогоплательщики только уныло улыбаются. Конечно, каждый мечтает о более низких налогах. Но мечты не должны смешиваться с реальностью. Долги США абсолютно реальны.
Со стороны Федеральной резервной системы правительству грозят неприятности. На прошлой неделе стало известно, что руководство Центрального банка США размышляет о сокращении или даже приостановке выкупа облигаций. Трудно себе представить, какие последствия может иметь такая политика банка для американского бюджета. Это может привести к росту доходности американских облигаций и дальнейшим проблемам для госбюджета. Такие неприятности стране будет крайне тяжело пережить.
Как ни крути, финансовая ситуация в США остается непростой. Однако, любой американец сказал бы европейцу на подобные замечания, что ему следовало бы заниматься своими проблемами, которых в ЕС тоже хватает.