Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уродливая сторона прекрасного в России

© РИА Новости / Перейти в фотобанкХудожественный руководитель балетной труппы Государственного Академического Большого театра Сергей Филин
Художественный руководитель балетной труппы Государственного Академического Большого театра Сергей Филин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На самой престижной сцене России интриги плетутся уже много лет, и мелкие ссоры с публичными оскорблениями в рядах танцоров, недовольных руководством театра и его репертуарной политикой, стали едва ли не обыденностью и фирменным знаком Большого. Но никогда прежде соперничество и вражда не выливались в жестокие физические нападения.

Нападение неизвестного, плеснувшего кислотой в лицо главному балетмейстеру Большого театра, обнажило то соперничество, которое скрывается за кулисами.

Когда нападавший в маске подбежал к Сергею Филину во дворе его дома и плеснул балетмейстеру в лицо жидкостью, которая оказалась кислотой, давно уже тлеющий в Большом театре конфликт приобрел новые и весьма пугающие формы. На самой престижной сцене России интриги плетутся уже много лет, и мелкие ссоры с публичными оскорблениями в рядах танцоров, недовольных руководством театра и его репертуарной политикой, стали едва ли не обыденностью и фирменным знаком Большого. Но никогда прежде соперничество и вражда не выливались в жестокие физические нападения.

42-летний Филин стал художественным руководителем труппы Большого театра в 2011 году. Он и раньше получал в свой адрес угрозы, его электронную почту неоднократно взламывали, а письма публиковали в сети. Ему не раз протыкали колеса автомобиля. Но нападение с кислотой в четверг вызвало шок и отчаяние в балетном мире Москвы.

В субботу была проведена первая операция на глазах артиста, которая завершилась успешно. На этой неделе должна состояться вторая. Врачи уверены, что к нему вернется зрение, но на лице у него - очень серьезные ожоги. Полиция арестовала одного человека, подозреваемого во взломе почты Филина, но следствие по делу о нападении с кислотой продолжается. Представитель полиции заявил, что первые анализы указывают на использование серной кислоты.

Читайте также: Балет Большого театра в плохом состоянии


Личная помощница Филина сказала вчера, что он «исключительно смелый человек» и старается продолжать работать, как обычно. Он обсуждает вопросы работы театра в больничной постели, а семья читает ему приходящую электронную почту. «Мы надеемся, что он вернется в театр через пару месяцев», - сказала помощница.

Из-за этого нападения Большой театр, ставший иконой художественного мира и находящийся всего в паре шагов от Кремля, снова оказался в центре внимания.

«Он вырос в театре, и все его здесь хорошо знают, - сказала солистка Большого Анастасия Меськова, ранее танцевавшая в паре с Филиным, а теперь работающая в его постановках. – Он очень добрый, но также исключительно требовательный в лучшем смысле этого слова. Я просто не могут поверить, что среди знакомых нам по театру людей есть человек, способный сделать такое».

Большой всегда был чем-то большим, нежели просто театр. Поскольку театр был символом царской роскоши, большевики после революции 1917 года сначала хотели взорвать его. В итоге они сохранили здание, но превратили его в символ советской власти. С его сцены с важными речами выступали Владимир Ленин и Иосиф Сталин, а на пике Большого террора в 1937 году тайная полиция НКВД проводила здесь торжества в ознаменование своих достижений. В более поздние советские годы оперная и балетная труппы театра обрели всемирную славу, однако по политическим соображениям тех, кого считали «неблагонадежными», в заграничные турне не пускали.

Семь дней в фотографиях. 22-28 октября 2011 года


Легендарная балерина Майя Плисецкая, танцевавшая в Большом почти полвека с 1943 по 1990 годы, написала в своей автобиографии о закулисной грызне и междоусобицах между различными группировками танцоров театра. Ее преследовали как за еврейские корни, так и за нежелание еженедельно ходить на обязательные партийные собрания, проводившиеся в театре.

Также по теме: Мариинский театр шокирует оперой-протестом против Путина

Соперничество продолжилось и в постсоветскую эпоху. Бывшая балерина Большого Анастасия Волочкова, скандально уволенная оттуда в 2003 году за лишний вес, заявила, что в ухудшении ситуации виновато руководство театра во главе с генеральным директором Анатолием Иксановым. «Когда меня уволили, я привлекла театр к суду за несправедливое увольнение, потому что все танцоры подписали документ, в котором говорится, что я слишком тяжелая, и поднимать меня трудно. А потом все они приходили ко мне и извинялись, говоря, что их заставили это сделать, - заявила вчера Волочкова Independent. – Люди приходили ко мне с угрозами, даже с ножами, требуя, чтобы я отказалась от суда. Это нормально? Это нормально для театра?»

Администрация театра всегда отрицала наличие скрытых мотивов увольнения Волочковой. Она также опровергала ее утверждения о том, что театр по сути дела занимается сутенерством, заставляя ведущих балерин выступать в качестве эскорта богатых российских бизнесменов.

Пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова признала наличие в театре напряженной обстановки, однако сказала, что бытующее представление о полномасштабной войне между различными фракциями в труппе сильно преувеличено. «В театре 220 танцоров, а всего там работает 3000 человек. Конечно, когда ты принимаешь решения, всегда найдутся люди, которые ими недовольны, - заявила она. – Но это не нормальная конкуренция. Это поступок одного сумасшедшего человека, и это не означает, что сам театр в беде».

Но признаки того, что в Большом не все хорошо, существуют уже давно. В 2011 году с поста заведующего балетной труппой ушел Геннадий Янин, когда в интернете появились откровенные снимки сексуального характера с его участием. А внутренняя грызня привела к тому, что молодые таланты, например, танцующие в паре Наталья Осипова и Иван Васильев, которым прочили всемирную славу, ушли из Большого в поисках новых мест работы.

Читайте также: В Большом театре нас никто не хвалит


Ведущий танцор театра Николай Цискаридзе поссорился с руководством, и сейчас ему по сути дела не дают выступать на сцене Большого. Он начал публичную кампанию против руководства и призвал свергнуть Иксанова. Его должность он хочет занять сам. В выходные дни танцор заявил, что никакого отношения к нападению не имеет, и добавил, что на его взгляд, это связано с личными или финансовыми проблемами. «Такие вещи случаются постоянно», - сказал он газете «Московский комсомолец».

Помощница Филина Новикова и другие театральные источники настаивают, что никаких личных и финансовых проблем у главного балетмейстера нет, и с уверенностью говорят о том, что нападение связано с профессиональной завистью.

После нападения на Филина руководители других российских театров выступили с заявлениями о том, что они тоже получают в свой адрес угрозы физической расправы. Радикальный и молодой художественный руководитель Кирилл Серебренников, поставивший в Большом оперу, но больше известный по своей кинематографической и театральной работе, опубликовал угрозу, полученную им накануне Нового Года через SMS. «Если не свалишь из театра Гоголя, то следующий ТЫ. С Новым годом, с новыми ощущениями. Бить будут уже по взрослому. Жди», - говорится в сообщении, которое Серебренников получил после того, как возле театра напали на одного из его помощников. Театр Гоголя - это типичное заведение советской эпохи, которое Серебренников хочет осовременить.

«Это немыслимо. Мы артисты, это искусство, - сказала Меськова по поводу нападения и угроз. – Какое все это имеет отношение к искусству? Это просто отвратительно».