В то время как Парагвай подвергают различным санкциям, вытесняя его с региональных рынков, страны континента не предпринимают каких-либо серьезных усилий, чтобы потребовать от Венесуэлы соблюдения минимальных норм демократического государства.
В течение полувека коммунистический режим на Кубе систематически ущемлял свободу передвижения своих граждан. У них не было возможности свободно выезжать и возвращаться в страну, и для тех, кто не разделял официальной идеологии, родина становилась огромной тюрьмой.
Это происходило при молчаливом невмешательстве стран континента и вопреки Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право выезжать из любой страны, включая свою собственную, и возвращаться в нее. И это при том, что сам Пакт Сан-Хосе (из которого Венесуэла вышла ввиду безмолвного попустительства со стороны других государств) также содержит четкую формулировку этой гарантии.
На Кубе, которая в течение десятилетий нарушала основные свободы своего населения, сейчас, похоже, что-то начинает меняться, по крайней мере, в вопросах свободы передвижения. В области остальных основных свобод все остается на своих местах.
Однако радоваться рано. В первую очередь потому, что предпринятая недавно мера является не какой-то уступкой, а чем-то совершенно иным, а именно – признанием права, которого режим лишил свой народ. Кроме того, до сих пор неясно, смогут ли все кубинцы в равной степени выезжать и возвращаться в свою страну. Возможно, надо посмотреть, как будут развиваться события вокруг запроса известного блогера Йоани Санчес (Yoani Sánchez), которой систематически отказывали в праве выезда с Кубы. Кроме того, она стала одной из первых, кто подал заявку на документы, дающие право выезда с Кубы и возвращения обратно на родину.
Получается, что, несмотря на отсутствие демократии, Куба обладает каким-то иммунитетом в Южной Америке, которую, похоже, не очень-то беспокоит положение с правами человека и основными гражданскими и политическими свободами на Кубе. Это происходит несмотря на то, что, когда речь заходит о других странах, этот регион занимает непримиримую и даже воинственную позицию в вопросах демократии. Наглядным примером этого является история с Парагваем, незаконно исключенным из Южноамериканского общего рынка (Mercosur) и Союза южноамериканских государств (Unasur).
Чили, страна, не входящая в блок боливарианских стран, рекомендовала Парагваю не принимать участия в важном совещании Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), которое через несколько дней должно пройти в Сантьяго-де-Чили. Куба же не только будет присутствовать, но вскоре займет переходящее председательство в этой организации. То есть, налицо двойной стандарт. Один -безгранично гибкий, применяется к Кубе, а другой - агрессивно жесткий - к Парагваю.
Ко всему этому следует добавить странную роль, которую играет Куба в Венесуэле в результате ухудшения здоровья Уго Чавеса. Народ Венесуэлы не знает, что на самом деле происходит с Чавесом. Все указывает на то, что руководство Кубы, которое ведет свои закулисные игры, вмешиваясь во внутренние дела Венесуэлы, как раз-то и знает правду. То есть, именно кубинские руководители владеют информацией по этому вопросу, так сильно беспокоящему всех.
Несмотря на напряженное состояние, в котором пребывают все венесуэльцы, некоторые руководители стран региона за последние дни посетили Кубу, чтобы осведомиться о здоровье венесуэльского президента, попутно выказывая свое почтение диктатуре братьев Кастро. В заключение хочется отметить, что венесуэльцы вправе знать, что ожидает их государственность. Позиции некоторых стран не перестают вызывать удивление.