Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что это, очередное достижение равенства? В США женщинам, поступившим на службу в армию, предоставили новые права: отныне они получают полный доступ к оружию и могут вступать в боевые подразделения. Парадоксальность этого правила вполне очевидна: если обычно человеку предоставляется право защищаться от насилия, то в данном случае тысячам женщин дают возможность пожертвовать собой.

Что это, очередное достижение равенства? В США женщинам, поступившим на службу в армию, предоставили новые права: отныне они получают полный доступ к оружию и могут вступать в боевые подразделения. Парадоксальность этого правила вполне очевидна: если обычно человеку предоставляется право защищаться от насилия, то в данном случае тысячам женщин (сейчас их - около 200 тысяч) дают возможность пожертвовать собой.

Подобные нововведения выглядят тем удивительнее, что женщины традиционно считаются жертвами военной агрессии мужчин из-за их угнетенного положения, недостатка возможностей и сексуального характера, который зачастую приобретает вооруженный конфликт (это ведет к значительному числу изнасилований в военное время, и борцы с данным явлением дошли даже до Международного уголовного суда). Тем не менее, стоит взглянуть и на обратную сторону вопроса. Изнасилование может касаться женщин и в качестве обвиняемых. В 2011 году Международный трибунал по Руанде признал бывшего министра по делам семьи и женщин Полин Ньирамасухуко виновной в военных преступления и преступлениях против человечности: она планировала массовые убийства и изнасилования во время геноцида в 1994 году.

Женщина-комендант французской армии


Читайте также: Женский отряд в Сирии

Времена меняются, и Голливуд завоевало новое лицо войны. Сериал «Чужой среди своих» (Homeland) уже второй год подряд собирает всевозможные награды. Главным героем этой истории является женщина. Более того, этот агент ЦРУ страдает от биполярного расстройства, что добавляет к ее женской интуиции немалую изобретательность и наделяет ее почти что пророческими качествами (ее трансы позволяют ей увидеть будущее и понять намерения окружающих ее персонажей).

На прошлой неделе во Франции вышел куда менее замысловатый, но при этом отталкивающий фильм «Цель номер один» (Zero Dark Thirty), который был снят женщиной-режиссером. Картина рассказывает о преследовании и казни Бин Ладена. Ключевую роль в этом также сыграла женщина из ЦРУ, а история, как утверждается, опирается на реальные факты. Наконец, в Израиле, где двухлетняя военная служба всегда была обязательной для женщин, писательница Шани Бойанджиу выпустила в 2012 году роман «Избранный народ не боится» (The People of Forever Are Not Afraid) о проведенном в армии времени.

Все эти события проливают свет на изменения более общего характера, которые касаются отношений между мужчинами и женщинами, а также их ограничительной этики. Начатые в 1980-х психологические эксперименты под руководством специалистов-феминисток указали на существование женских особенностей в этике. Они отличались от изобретенных мужчинами традиционных моральных установок, которым те следовали чаще своих половинок (жесткая кантианская мораль, которая заставляет мужчин вовремя приходить на встречу). Эти исследованиям удалось добиться значительных успехов в моральной философии, доминирующее положение в которой занимали иные парадигмы.

Израильские женщины-военнослужащие


Также по теме: Эпидемия самоубийств среди ветеранов американской армии

В тот момент возникла этика заботы, которая недавно в несколько измененной форме проникла во французские предвыборные дебаты. Она говорит нам о заботе о другом человеке, что в некотором роде напоминает чувства, которые испытывают матери к своим детям. С течением лет и по сей день эта модель доказала свою широту взглядов. У такой этики нет биологического основания. Более того, мужчины могут продемонстрировать аналогичные моральные чувства и заботу: эта позиция в значительной мере подтверждается отношением отцов к детям в наиболее открытой для новых веяний городской среде.

Но что сегодня может принести эта революция в армейских казармах? В бою женщины становятся такими же солдатами, как и мужчины. Женщины стремятся принять укоренившуюся в христианстве этику войны, которая подпитывалась духом рыцарства и дуэли. Традиция справедливой войны получила продолжение в пособиях по применению силы, которые говорят о законной обороне, необходимости провести черту между военными и мирными жителями, а также пропорциях между причиненными страданиями и достигнутым благом. Эти, правила, безусловно, лучше, чем моральный или юридический вакуум, в котором дозволено все. Тем не менее, не стоит и заблуждаться на их счет: они служат оправданием для лишения другого человека жизни, которое призвано разграничить войну и убийство. Мужчины устанавливают правила, а женщины в стремлении стать равными им их принимают.

Читайте также: О бессмысленности женской тяжелой атлетики

Сейчас существует огромное множество самых разных теорий о будущем отношений мужчин и женщин. Так, не кажется ли подобное армейское равенство удивительным? Вот несколько признаков грядущих изменений. В давней традиции справедливой войны женщины неизменно рассматривались с подозрением, так как их считали более или менее человеческими существами, сама природа которых делала их предрасположенными к возмущению спокойствия в армии, нарушению дисциплины и распространению анархии. Как следствие, их оружием становились яды, лукавство и обман.

Военнослужащая российской армии


Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, может ли приписываемая женщинам изобретательность привнести что-то новое в армейский кодекс в настоящий момент, когда особенно остро стоит вопрос сбора информации и появляется куча пособий по этике шпионажа? Может быть, эмпатия, которая играет важную роль в психологии, станет ценным качеством в боевой обстановке, а не только в медицине?

В международной политике давно идет процесс феминизации. В этом можно легко убедиться, побывав в некоммерческих организация или университетах так называемого международного уровня, где на лекциях для специалистов по международным отношениям присутствует как никогда много девушек. Но будут ли у этой феминизации ощутимые последствия? Как следует из проведенного в 2006 году опроса среди американской морской пехоты, почти 40% этих бравых вояк считают пытки допустимым средством получения важной информации, тогда как лишь половина полагает, что террористы и исламисты заслуживают человеческого обращения. Что ждет в будущем эти нормы? Получится ли у новых амазонок заставить своих товарищей по оружию поддержать новые правила и методы? Если, конечно, все не случится с точностью до наоборот...