Нет, речь идет не о знаменитой песне Янника Ноа (Yannick Noah). Речь идет о континенте с населением в миллиард человек (16% населения мира), континенте с 30% мировых запасов природных ресурсов, континенте со средним темпом экономического роста в 5,5%. Африка - это материк тысячи противоречий, однако в последнее время складывается ощущение, что она привлекает к себе наибольшее внимание мировых держав, которые стремятся обезопасить свои источники снабжения и найти новые рынки сбыта. Тем не менее, доля Африки в мировом экспорте сократилась с 4,5% в 1990 году до 1,1% в 2008 году, тогда как ее доля прямых иностранных инвестиций упала за тот же период с 5,8% до 1%. Африка определенно осталась за бортом глобализации, а ее вклад в мировую торговлю крайне мал и неуклонно сокращается дальше: с 8% в 1990-х годах до 2% в 2002 году.
Читайте также: Африканцы перед рывком
Как бы то ни было, новый мировой порядок не обошел Африку стороной. Сейчас мы видим Африку XXI века, новое сообщество наций с разными судьбами. После рабства ей пришлось пройти через эпоху колонизации, которая началась с Берлинской конференции 1884-1885 годов. За ней последовал период, когда добыча африканских природных ресурсов велась в ущерб местному населению. Крупные международные компании пользовались природными богатствами материка, ничего не отдавая взамен. Сегодня же возник ряд новых факторов, которые определяют схему африканских отношений:
1. Китай. После вступления в должность новый китайский лидер Си Цзиньпин нанес визит первому экономическому партнеру Пекина. В статье lе Monde от 22 марта отмечается следующий момент: «С конца 1970-х годов и старта реформ, которые обозначили переход Поднебесной к капитализму, на первое место вышли экономика, торговля и потребности в природных ресурсах. В 2006 году Пекин поразил всех организацией первого саммита Китай-Африка. Визитов китайских официальных лиц стало все больше, как впрочем и инвестиций и инфраструктурных проектов. Если бывшие колонизаторы и США настаивают на эффективном руководстве, то Китай готов выделить помощь безо всяких условий и говорит о невмешательстве. Такая риторика, безусловно, по нраву многим африканским лидерам». Кроме того, позиции крупных европейских компаний пошатнуло не только появление Китая, но и формирование настоящего гражданского общества, у которого есть доступ к СМИ.
Также по теме: Африканцев надо превратить в израильтян
2. Развитие сотрудничества между африканскими странами. В 2003 году был утвержден День сотрудничества Юг-Юг Организации объединенных наций. Как считается, через десять лет на эти государства должно прийтись боле 50% всех доходов, товарообмена, накоплений, инвестиций и рабочей силы в мире. После начала кризиса те африканские страны, которым удалось выйти вперед в плане развития и демократии, повернулись лицом к их африканским собратьям. Так, например, это касается Марокко, король которого 15 марта отправился в уже седьмое по счету африканское турне. Помимо экономических и политических связей, африканские страны стараются также навести культурные мосты с помощью фестивалей и гастролей артистов. Последним тому примером стала марокканская радиостанция Hit Radio, которая недавно начала вещание в Банги и в будущем намеревается начать работу в Габоне, Сенегале и Того.
Как бы то ни было, меня до сих пор мучит следующий вопрос: почему этому континенту с богатейшей историей, природными и людскими ресурсами с таким трудом удается двигаться в будущее? И сможет ли Франсуа Олланд, который 4 апреля должен произнести речь в марокканском парламенте, принять во внимание новую обстановку на материке? Каким бы ни был ответ, африканская сага будет и дальше удивлять нас развитием и очаровывать своей непосредственностью.