Дискуссии о том, необходимо ли представителям западных стран при контактах с руководителями государств другой политической модели указывать на различные недостатки демократии в этих государствах, по всей вероятности, никогда не прекратятся. Этот вопрос актуален не только для таких небольших демократий, как страны Балтии, но и для таких тяжеловесов Запада, как Германия.
Там во время недавнего визита президента России снова приобрел актуальность вопрос, следует ли в силу практических соображений указывать Путину на вопиющее нарушение цивилизованных норм. На этот раз речь была о начатых репрессиях против неправительственных организаций в России, о чем Путину открыто сказала канцлер Германии Ангела Меркель.
О том, в какой мере эта критика затронула гордость российского руководителя, мнения расходятся. С одной стороны, в немецкой прессе можно было найти высказывания о неловком поведении Путина, когда он услышал адресованные ему упреки, но, с другой – президент России словно отчеканил ответ: общество должно знать, кто и для каких целей получает деньги из-за рубежа. К тому же, не арестован ни один из представителей неправительственных организаций.
Рассматривая вопрос об экономии критики или, наоборот, – об использовании ясного языка в контактах с Россией и другими представляющими отличающиеся режимы государствами, надо учитывать новое время, когда явно обозначились претензии наследника СССР на восстановление силы и влияния в международной жизни. Хотя сложно понять, как Кремль в реальности может меряться силой с ЕС хотя бы в смысле экономики, это все же означает возобновление соперничества.
Как минимум, в военной сфере, что можно констатировать по грандиозным планам Путина по модернизации вооруженных сил. То же самое можно сказать об идеологической борьбе. Наметившийся в последние годы холод в отношениях Кремля и Запада – это реальное явление, которое сигнализирует о наступлении нового времени. Ему еще не дано название, но оно немного напоминает холодную войну. По меньшей мере, урезание свобод в России, все более жесткая риторика по отношению к Западу может привести к новой конфронтации.
Среди специалистов в сфере безопасности царит мнение, что для опасений по поводу отношений с Москвой нет оснований. Этот взгляд обосновывается тем, что многие горячие регионы мира (например, Сирия), граница с Китаем, а также Средняя Азия вызывают у Москвы намного большую озабоченность. С этим трудно спорить, однако в последние годы деятельность военного характера в западном направлении вызывает вопросы.
Один из них (пытаясь при этом понять, что вооруженным силам необходимы «реальные» тренировочные задания): почему осенью этого года на совместных учениях России и Белоруссии будет имитирован превентивный ядерный удар по Варшаве. И в столицах стран Балтии следовало бы подумать, что означает имитация ядерного удара по столице Польши. Военные скажут, что это означает нападение на Латвию, Литву и Эстонию, и поэтому такие учения – Запад-2013 – считаются очень недружественными. Но об этом просто надо знать, потому что это подтверждает наступление нового времени, которое может принести углубление конфронтации
Перевод: Лариса Дереча.