Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Незавидная участь сирийских христиан

© РИА Новости Ольга ЛипичВизит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сирию и Ливан
Визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сирию и Ливан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня сирийские христиане оказались посреди политической бури: некоторые хранят верность правительству Башара Асада в надежде гарантировать собственное выживание, тогда как другие отказались от предложенного им правительством оружия и встали на сторону Свободной сирийской армии. Кроме того, многие из них стали беженцами в собственной стране или нашли прибежище в Турции, Иордании и Ливане.

Сирия находятся на 11 месте в списке стран с сильнейшими гонениями на христиан. Именно это следует из недавнего рейтинга некоммерческой организации Portes Ouvertes, в котором указаны 50 стран с самим активными преследованием христиан, а классификация опирается на понятие свободы вероисповедания.

Сегодня сирийские христиане оказались посреди общественно-политической бури: некоторые хранят верность правительству Башара Асада в надежде гарантировать тем самым собственное выживание, тогда как другие отказались от предложенного им правительством оружия и встали на сторону Свободной сирийской армии. Кроме того, многие из них стали беженцами в собственной стране или нашли прибежище в Турции, Иордании и Ливане.

Подобный раскол прекрасно иллюстрирует мысль о том, что сирийский конфликт носит не религиозный, а политический характер. Дело в том, что еще до прихода к власти партии Баас 40 лет тому назад люди в первую очередь считали себя сирийцами, а не суннитами, алавитами, христианами или друзами. Поэтому поэт Адонис, которого многие считают одним из величайших арабских литераторов ХХ века ошибался, когда говорил, что эта революция «шла из мечетей».

Сирию нередко называют образцом религиозного разнообразия в регионе, а на христиан (они по большей части проживают в городских зонах) в стране приходится примерно 5-10% населения.

Читайте также: Египет - достаточно ложного предлога для атаки на христиан

Они исторически не могут похвастаться единством и состоят примерно в дюжине различных церквей: одни поддерживают связи с Ватиканом, другие нет. В общественно-политическом плане, те из них, у кого были возможности переехать за границу (в Ливан, Европейский Союз, США или Канаду), критикуют христианских лидеров Сирии за чрезмерную близость к правительству Башара Асада после двух лет кровопролития.

Последствия взрыва автомобиля в центре Дамаска


По всей видимости, они осознали, что президент, который предоставил им как меньшинству определенную защиту, на самом деле пытался воспользоваться их страхами, чтобы обеспечить себе их поддержку в борьбе с подавляющим суннитским большинством. Кроме того, стремление Башара Асада превратить этот конфликт в религиозное противостояние наталкивается на патриотические чувства сирийцев, которые разрываются между любовью к родной стране и надеждой на лучшее будущее для их детей.

С 1970-х годов, при режиме Хафеза и Башара Асада (он опирался на панарабскую идеологию сирийского писателя и политика Мишеля Афлака) христианские сообщества жили в относительном спокойствии и терпимости, могли свободно следовать своим религиозным обрядам.

Хотя конфликт еще не вышел на уровень межрелигиозной борьбы, в нем уже обрисовалось несколько лагерей. С одной стороны - алавитское правительство, его шиитские союзники и «Хезболла». С другой — многочисленные сунниты из Свободной сирийской армии, которых поддерживают Саудовская Аравия, Турция, Катар и прочие государства Персидского залива.

Также по теме: Как остановить войну в Сирии

В таких условиях у нас естественно возникает вопрос насчет будущего христианских сообществ в Сирии: будут ли они вынуждены покинуть обжитые места, как это случилось с их иракскими соседями в 2003 году?

Если рассмотреть общую политическую картину, где смешиваются религия, национализм и язык, христиане находятся в самом центре кризиса самосознания: их главный аргумент заключается в том, что принятый на их службах арамейский язык не только является одним из древнейших в Сирии, но и представляет собой главную форму культурного наследия страны. Но как тогда примирить сохранение языка и древнего религиозного наследия с защитой политических и гражданских прав в стране в разгар гуманитарного кризиса?

Хотя многие ведут борьбу за свержение режима Башара Асада, существуют определенные опасения насчет дальнейшего развития событий. Примеры Египта и Ирака говорят о том, что уход президента вовсе не обязательно означает установление демократии. Экстремистские религиозные группы (состоят из иностранцев или сотрудничают с иностранными движениями), например, «Джабхат ан-Нусра», представляют угрозу для выживания христиан в Сирии и могут подтолкнуть их к тому, чтобы они покинули страну (в прошлом многие иракские христиане были вынуждены искать прибежище в Сирии).

Как бы то ни было, даже если текущая ситуация превратится в религиозный конфликт, в котором сойдутся экстремисты всех мастей, все равно остается надежда, что у них не получится так просто разрушить достижения тысячелетий религиозной терпимости.