Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Солтер, «перезагрузка» и ревизионизм

Буш и Путин: что думают российские блоггеры? picture
Буш и Путин: что думают российские блоггеры? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Буш активно привлекал страны, граничащие с Россией, в НАТО и продвигал в регионе свою «программу свободы». Фактически это было слабо завуалированными попытками уменьшить влияние России на постсоветском пространстве. Именно ради этого он без разбора поддерживал в бывших советских республиках самые антироссийские политические силы. Плачевным итогом подобной глупости стала августовская война 2008 года.

Марк Солтер (Mark Salter) решил переписать историю 2000-х годов:

 

«Его ошибочная идея о том, что перезагрузка может быть односторонней и осуществляться одними Соединенными Штатами, с точки зрения Путина, фактически подтверждала диагноз, предполагавший, что все проблемы в отношениях между странами были вызваны международным хулиганом Джорджем Бушем-младшим, который, помимо прочих грехов, имел наглость поддерживать самоопределение бывших советских республик [выделено мной – Д. Л.]».

Это заявление Солтера, безусловно, вводит читателя в заблуждение, но важно понимать, в чем именно. На деле многие проблемы в отношениях США и России действительно усугублялись решениями, которые принимала прежняя администрация. Буш не создавал эти трудности, но умудрился за пять или шесть лет добиться их обострения. С точки зрения Путина, после 11 сентября он проявлял большую готовность к сотрудничеству с США. Однако в ответ на это он увидел, что Вашингтон принимает Прибалтику в НАТО, поддерживает «цветные революции» в соседних странах и пытается сделать Украину и Грузию клиентами Америки и – в дальнейшем – членами Североатлантического альянса. Разногласия между США и Россией по этим вопросам восходят к добушевским временам, но Буш в течение большей части своих президентских сроков делал все возможное, чтобы провоцировать и раздражать Россию своими действиями в этой сфере. Собственно говоря, половина всей «перезагрузки» сводится всего лишь к прекращению неуклюжих провокаций. Разногласия, разумеется, сохраняются, но их хотя бы перестали использовать как предлог для того, чтобы разрушать отношения.

Буш не просто поддерживал самоопределение бывших советских республик - они уже самоопределились в 90-х, получив независимость. Он активно привлекал страны, граничащие с Россией, в НАТО и продвигал в регионе свою «программу свободы». Фактически это было слабо завуалированными попытками уменьшить влияние России на постсоветском пространстве. Именно ради этого он без разбора поддерживал в бывших советских республиках самые антироссийские политические силы. Плачевным итогом подобной глупости стала августовская война 2008 года. Она в немалой степени была вызвана американскими обещаниями поддержать вступление Украины и Грузии в НАТО,  признанием Косово и активной поддержкой Саакашвили, которую грузинский президент ошибочно принял за одобрение его агрессивной политики в отношении сепаратистских республик. Все это привело к катастрофе в Грузии, которой легко можно было избежать и которая еще раз подтвердила крайнюю ущербность политики Буша в регионе.

Позднее Украина и Грузия избрали менее враждебные Москве правительства, что положительно сказалось на американо-российских отношениях. Гвоздев писал:

«Точно так же, как избрание Виктора Януковича президентом Украины в 2010 году помогло Украине перестать быть предметом трений между Россией и Соединенными Штатами, победа грузинской оппозиции на выборах и приход на пост премьер-министра Бидзины Иванишвили способствовали улучшению американо-российских отношений. Хотя Иванишвили не намерен отказываться от прозападного курса, по сравнению со своим предшественником он намного более открыт для улучшения отношений с Россией и для поиска компромиссов, которые президент Михаил Саакашвили совсем не собирался искать. За последние месяцы Грузия утратила роль очага напряженности между Москвой и Вашингтоном».

Из-за того, что США могут сделать в Сирии, многие из этих достижений могут быть быстро обесценены. Разумеется, Солтер именно на это и надеется, так как, подобно большинству критиков перезагрузки, он совсем не хочет хороших отношений с Россией.