Эдвард Сноуден сейчас – самый знаменитый проситель убежища в мире, направивший заявки в несколько стран, включая Россию, Германию, Испанию и Эквадор.
Во многих отношениях Сноуден очень отличается от обыкновеного соискателя статуса беженца. Он является бывшим американским шпионом, в поисках убежища ему помогает WikiLeaks, а однажды, как говорят, он прятался на борту самолета президента Боливии. Однако дело Эдварда Сноудена означает, что люди сейчас читают о проблеме политического убежища – вопросе, с которым связано множество заблуждений.
Бульварная пресса и популярные мифы могут заставить поверить, что западные страны постоянно оказываются «наводненными» беженцами. Согласно опросу общественного мнения , проведенному в 2012 году, четыре из каждых десяти жителей Великобритании считают, что более 10% населения страны – соискатели статуса беженца. В реальности этот показатель составляет менее одного процента.
Читайте также: Польша не получила от Сноудена заявление о предоставлении политического убежища
Большинство соискателей – это не бывшие американские шпионы, которые оказываются в Гонконге на пути в Москву. В прошлом году самое большое количество беженцев прибыло из раздираемого войной Афганистана. На самом деле явная взаимосвязь между странами, в которых происходит насилие на масштабном уровне (например, Афганистан и Ирак) или нарушения прав человека (как в Китае), и количеством покидающих эти страны людей многое объясняет. Они в прямом смысле спасают свою жизнь бегством.
Сноуден сейчас находится в московском аэропорту, проходя через тот же процесс ожидания и испытывая тот же стресс, от которого каждый год страдают тысячи соискателей статуса беженца. В Великобритании сотрудник Пограничного агентства Соединенного Королевства старается завершить работу по одному делу за шесть месяцев. Это значит, что кому-то, возможно, придется прожить много месяцев на средства гораздо более скудные, чем пособие по безработице, в то же самое время не зная, предоставят ему политическое убежище или нет.
Также по теме: Эдвард Сноуден и Джейсон Борн
Как становится понятно Сноудену, получить статус беженца нелегко. В Великобритании в 2011 году принята была лишь треть заявок. Оспорить отрицательное решение удалось лишь 22%. Эти факты явно демонстрируют то, что Великобритания уж точно не открывает ворота, приглашая всех войти.
Если вы читаете бульварную прессу, вас можно простить за мнение о том, что Великобритания полна беженцев, слоняющихся без дела за счет налогоплательщиков в оплачиваемых государством домах в Хэмпстеде. На самом деле каждый соискатель статуса беженца в возрасте старше 18 лет получает 36,62 фунтов в неделю. Несколько месяцев назад активно обсуждалось, сможет ли Иан Дункан Смит (Iain Duncan Smith) прожить на 53 фунта в неделю. Возможно, настало время спросить министра по делам иммиграции Марка Харпера (Mark Harper), сможет ли он прожить на 36,62 фунта в неделю.
Конечно, случай Сноудена очень отличается от дел подавляющего большинства соискателей статуса беженца. Он не бежит из зоны боевых действий, его не преследуют за религиозные или политические взгляды – по крайней мере, в традиционном смысле этого слова. Однако его дело заостряет внимание общественности на вопросе предоставления убежища, а людям пора узнать больше об этой теме, которая является одновременно столь серьезной и столь неправильно понятой.