Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лампедуза. Папа Франциск: «Кто оплакивает кровь своего брата?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Папа Франциск — это первый понтифик, посетивший Лампедузу. Его встречала десятитысячная толпа. Во время мессы Святой Отец говорил об иммигрантах, погибших в море: «Они плыли на лодках в надежде найти лучшее будущее, но этот путь оказался дорогой к смерти. Так об этом писали газеты. С тех пор, как несколько недель назад мне стало известно об этой истории, мысль о погибших не оставляет меня...»

Папа Франциск — это первый понтифик, посетивший Лампедузу. Его встречала десятитысячная толпа. Жители острова приняли понтифика с большим энтузиазмом. Во время мессы Святой Отец, одетый в лиловую траурную ризу, произнес проповедь. Он говорил об иммигрантах, погибших в море: «Они плыли на лодках в надежде найти лучшее будущее, но этот путь оказался дорогой к смерти. Так об этом писали газеты. С тех пор, как несколько недель назад мне стало известно об этой истории (к сожалению, такие истории случаются часто), мысль о погибших не оставляет меня. Она, как заноза в сердце, мучает меня постоянно. Поэтому я приехал сюда, чтобы помолиться в знак солидарности и пробудить наше сознание, так как подобное больше не должно повториться». В конце мессы понтифик помолился Марии, «Звезде Моря».

Где ты Адам?

Папа Франциск поблагодарил жителей Лампедузы и Линозы, ассоциации и институты, которые занимаются иммигрантами. Он сказал: «Этим утром мы слышали слова Бога. Я хочу, чтобы они пробудили наше сознание, заставили подумать о нашем поведении и изменить его. „Адам, где ты?“ — это первый вопрос, обращенный Богом к согрешившему человеку. Адам потерял свое место в мироздании, потому что он захотел стать сильным, властвовать надо всем, стать Богом. Гармонии больше нет, человек совершил ошибку, и эта ошибка повторяется в отношениях с другими, которые перестают быть братьями, которых надо любить, но становятся чужими, нарушающими мою жизнь и мое благополучие. Бог задает второй вопрос: „Каин, где брат твой?“ Мечта о власти, о величии, желание самому стать Богом приводит к серии ошибок, к смерти, к кровопролитию собственного брата! Эти два вопроса, заданные Богом, актуальны и сегодня! Многие из нас, не исключая и меня, дезориентированы, мы больше не заботимся о мире, в котором живем, не бережем то, что Бог создал для всех, и не заботимся друг о друге. Когда эта дезориентация достигает мирового масштаба, то происходят трагедии, подобные только что случившейся».

Читайте также: Ватикан - новый понтифик проводит реорганизацию

Вопрос, обращенный к нам

Понтифик далее продолжил: «„Где твой брат? Его кровь взывает ко мне“, — говорит Бог. Этот вопрос обращен не к другим, он адресован мне, тебе, всем нам. Наши погибшие братья и сестры пытались выйти из трудной ситуации, обрести немного мира и спокойствия. Они искали лучшего места для себя и своих семей, а нашли смерть. Сколько раз те, кто искали лучшей жизни, не находили понимания, гостеприимства, солидарности! Их голоса взывают к Богу. Я еще раз благодарю жителей Лампедузы за проявленную солидарность. Я недавно разговаривал с одним из наших собратьев. Прежде чем добраться сюда, иммигранты оказываются в руках бесчестных людей, наживающихся на бедности других. Они переправляют ищущих лучшей жизни в Италию, что является для них источником наживы. Как страдали наши собраться, а некоторые из них так и не смогли сюда добраться!»

Мы думаем «бедняга» и отворачиваемся

Папа Франциск не раз повторял вопрос, на который мы стараемся не обращать внимания: «Где брат твой?» И сегодня этот вопрос должен будоражить наше сознание. На ком лежит ответственность за кровь наших братьев и сестер? Ни на ком! Все мы говорим себе, что я не виноват, я здесь ни при чем, это другие, а вовсе не я. Но Бог спрашивает каждого из нас: «Где брат твой, чья кровь взывает ко мне?» Сегодня никто в мире не чувствует своей ответственности; мы потеряли чувство братской солидарности; мы повторяем лицемерное поведение священника и слуги алтаря, о котором говорил Иисус в притче о добром самаритянине. Мы смотрим на полумертвого брата на обочине дороги, может быть, говорим себе «бедняга» и продолжаем свой путь, так как это не наша забота. Мы успокаиваемся и забываем о ближнем. Культура личного благополучия заставляет нас думать только о себе, она делает нас нечувствительными к страданиям других. Мы живем в мыльном пузыре, который прекрасен, но пуст, иллюзорен, промежуточен. Мы становимся равнодушны к другим, более того, происходит глобализация равнодушия. В этом глобализированном мире мы оказались в сетях глобального равнодушия! Мы привыкли к страданиям других, они нас не касаются, не интересуют, это не наше дело!"

Также по теме: 100 дней Папы, реальность и ожидания

Где твой брат?

«Возвращается фигура Безымянного из произведения Мандзони», — продолжал Папа. — Глобализация равнодушия всех нас делает «безымянными», без имени и без лица. «Адам, где ты? Где твой брат?» — так вопрошает Бог в начале истории человечества. Эти два вопроса направлены и ко всем людям современности, включая нас с вами. Но я хотел бы задать третий вопрос: «Кто из нас оплакал эту трагедию и ей подобные? Кто плакал из-за смерти наших братьев и сестер? Кто плакал по этим людям в лодке, по молодым матерям с их детьми? Кто были эти мужчины, которые хотели поддержать свои семьи? Мы превратились в общество, которое разучилось плакать и сострадать. Глобализация равнодушия лишила нас способности плакать! В Евангелии мы слышали крик, плач, великие жалобы. „Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет“. Ирод посеял смерть, чтобы защитить собственное благополучие, свой мыльный пузырь. И это повторяется... Попросим Господа стереть то, что осталось от Ирода и в наших сердцах. Попросим Его научить нас оплакивать наше равнодушие, плакать о жестокости в мире, в нас, в тех, кто анонимно принимает социально-экономические решения, открывающие дорогу подобным трагедиям. Кто плачет сегодня в мире?»

Анестезия сердца

Понтифик завершил свою молитву такими словами: «Господь наш, в этой покаянной молитве мы просим тебя простить нас за равнодушие к нашим братьям и сестрам. Отец наш, прости тех, кто замкнулся в своем благополучии, чье сердце глухо к страданиям других. Прости тех, кто своими решениями в мировом масштабе привел к ситуации, допускающей подобные трагедии. Прости нас, Отец наш! Мы и сегодня слышим твои вопросы: «Адам, где ты? Где брат твой, чья кровь взывает ко мне?»