Современная Католическая церковь и ее последователи все активнее обращаются к методам поп-культуры и учатся с ней взаимодействовать. Нравится это не всем. Некоторые священники подчеркивают, что поп-культура — это зло, другие видят, что благодаря обращению к ней можно добиться результатов, однако убеждены, что оригинальная и легко усваиваемая форма лишь привлекает внимание, но не ведет к Богу. Когда главой Католической церкви стал далекий от традиционных схем Франциск — Папа, который после своего избрания обнимал на улице верующих — вопросы об отношениях Церкви и современного мира обрели новое звучание. Значит, католики обречены на союз с поп-культурой?
Девушки ждут вашей молитвы
Фирма Wielka Wola использует на своих футболках простые изображения: плащаница с ликом Христа, мохеровый берет (неформальный символ национально-консервативного направления польского католицизма — от головного убора, популярного у представительниц этой части общества, — прим.пер.), таблица, знакомая нам по визитам к окулисту. Сопровождающие их надписи не столь очевидны. Богоматерь с маленьким Иисусом на руках и подпись «God Save the Queen» — это сочетание далеких друг от друга, но хорошо всем известных культурных сообщений: образ Мадонны и фрагмент гимна Великобритании. Некоторые модели расходятся особенно быстро: апрельская ярмарка, на которой свою продукцию представляли производители католических игр и литературы, была одной из последних возможностей приобрести майку размера XS или M с надписью «Moher power».
Читайте также: Церковь - не нянька
Споры в церковных кругах вызвала футболка с изображением танцующей девушки. Смелая поза, знакомая по рекламным объявлениям агентств экскорт-услуг, и надпись: «Девушки ждут вашей молитвы». Гданьский священник Витольд Бок (Witold Bock) высказал опасения, что инициатива журнала Fronda облекает евангельское послание в форму, которая легко может стать объектом насмешек. «Массовая культура сеет свои семена слишком мелко», — заявил он на страницах еженедельника Newsweek. Футболки были адресованы людям, пользующимся языком поп-культуры, которого Церковь старалась избегать. «Даже если кто-то наденет такую футболку ради "прикола", он сможет придти с религиозным посланием туда, куда никогда не удастся проникнуть ни журналу Fronda, ни священникам», — считает автор идеи Ян Зелиньский (Jan Zieliński). Интерес к футболкам рос пропорционально увеличению числа моделей. Молодая пара, собирающаяся поцеловаться, а ниже надпись: «No sex until marriage, no morality without Christ» (Никакого секса до свадьбы, никакой морали без Христа). Или исповедальня и строчка из песни Боба Дилана: «Knock! Knock! Knock! On Heaven’s Door» (Тук-тук в двери рая). [...]
Боже, храни фанатов
Галилея сожгли на костре? Да, его умертвили по приказу инквизиции, полагал в 2009 году каждый второй поляк. Когда опрос службы TNS OBOP показал, что мифы о смерти Галилея (который дожил до глубокой старости) не поддаются искоренению, Центр наследия Иоанна Павла II решил «расколдовать» ученого и устроил хэппенинг перед зданием Варшавского университета. Переодетые в Галилея люди в бумажных накидках, символизирующих пламя костра, раздавали прохожим закладки для книг. На закладках был напечатан комикс Хенрика Савки (Henryk Sawka), в котором ученый вопрошал: «Я доказал, что Земля вращается вокруг своей оси, доказал, что Земля движется вокруг Солнца, но как мне доказать, что меня не сожгли за это на костре?»
Также по теме: Католическая церковь и СМИ - сложные отношения
Настольная игра для детей на тему божьего милосердия — звучит странно, но она существует. Павел Колодзейский (Paweł Kołodziejski), автор игры «Уповаю на тебя», объясняет, что задача была непростой, но захватывающей. Суть игры заключается в сборе и обмене специальных жетонов, чем ближе игрок от Христа, тем он ближе к победе.
Еще больше библейские герои (Ной, царь Давид) вдохновляют создателей компьютерных игр. В городских играх первое место неизменно занимает Иоанн Павел II: от приходских мероприятий для семей с детьми до масштабных проектов, в которых принимают участие школьники из варшавских гимназий. Один раз они бегают по городу в поисках «папамобиля», другой — путешествуют по лабиринтам, преодолеть которые невозможно без помощи Папы.
На первый взгляд у Библии и хип-хопа мало общего. Но только на первый. Несколько лет назад музыканты «перевели» Священное писание на свой язык. Фрагмент Евангелия от Иоанна звучит, например, так: «Если кто-то выпьет воды, которую я ему дам, у того никогда не будет сушняка, это вода будет вечно накачивать тебя жизнью».
Огромный флаг с надписью «Боже, храни фанатов» с изображением Христа болельщики варшавской «Легии» подготовили к матчу с голландским клубом «Ден Хааг» и растянули на трибуне, которая громче всех поддерживала футболистов. Болельщики объясняли, что они не стыдятся Иисуса. «Нас притесняет полиция и СМИ, поэтому мы просим бога, чтобы он нас не оставлял», — говорили они перед телекамерами. На интернет-форумах завязалась острая дискуссия. Одни кричали, что флаг — это все равно, что работы художницы Дороты Незнальской (Doroty Nieznalskiej), которые многие считают возмутительными (в частности, картину «Страсть», изображающую мужские гениталии на кресте, — прим.пер.). Другие с иронией писали: «Делать из Христа фаната "Легии" — это супер». А кто-то задавался вопросом, многие ли из обращающихся за божьей помощью болельщиков пойдут на воскресную службу.
Читайте также: Бенедикт XVI - папа эпохи скандалов вокруг церкви
Папа в поп-версии
Мобильный музей Иоанна Павла II — это инициатива краковского центра «Не бойтесь!». Помимо выставки фотографий и видеофильмов, там можно увидеть ботинки и лыжи Папы, часы, папский пилеолус и даже перо, которым Кароль Войтыла писал личные заметки. Музей уже два года путешествуют по польским городам в специальном автомобиле, когда он приехал в Варшаву, молодежь из Клуба католической интеллигенции смеялась над экспозицией и предлагала вместо того, чтобы ходить в музей, надеть свитера на все памятники Иоанну Павлу II — эффект будет тот же. [...]
В апреле этого года на балконах домов, выходящих на варшавскую улицу Фоксал, появилась необычная выставка: большие фотографии, представляющие Кароля Войтылу как священника, любителя спорта и философа, складывались в огромную надпись «JPII». В интернете разразилась буря: «Жаль, что именно эта тема», «Стрит-арт по-польски», «Что важнее — свет в квартире или Папа на балконе?». «Выставка — это элемент концепции сочетания традиции и современности в рассказе о Папе», — объясняет представитель культурного центра 1Piętro Шимон Пульцин (Szymon Pulcyn).
Blessed Night — под таким названием в Лодзи состоялся цикл дискотек, на которых до утра развлекалась местная молодежь. Дискотеки были приурочены к причислению Иоанна Павла II к лику блаженных. Организатор, ксендз Михал Мисяк (Michał Misiak), объяснял, что мероприятие призвано показать, как можно развлекаться без алкоголя и табака. Между танцевальными композициями звучали записи папских проповедей, а на дискотеке присутствовали священники, у которых можно было исповедоваться.
«Дискотека — это развлечение, ей нельзя отметить важное событие, — полагает сотрудник журнала Christianitas Томаш Ровиньский (Tomasz Rowiński). — Если кому-то хочется поднять за Церковь тост, он имеет на это полное право. Однако здесь смешиваются две вещи: бессмысленно как, ставить на дискотеках исповедальни, так и превращать литургию в дискотеку».
Также по теме: Католицизм отстал от жизни
Священники остаются скептичными
Бутылки в форме Богоматери с откручивающейся головой, кружки с портретом Папы, настенные и карманные календари, украшенные голубками, — не с пословицами или рецептами, а цитатами из Евангелия. Поп-культура в Католической церкви уже давно стала двигателем бизнеса. Исследования показывают, что люди, тесно связанные с темой, которую представляет тот или иной продукт, не только охотнее его покупают и готовы за него больше платить, но и остаются верны этому выбору.
Бывает, что бизнес превращается в особый феномен. Детективный серил «Отец Матеуш» на канале TVP 1 смотрит каждый третий поляк, включающий во время трансляции фильма телевизор. «Прихожанам нужен образ священника, который живет простой жизнью, интересуется делами своих прихожан. Сериал — это выдумка, но проблемы, решением которых занимается киногерой (хоть он и использует для этого свои способности детектива) — реальны», — полагает ксендз Гжегож Михальчик (Grzegorz Michalczyk) — духовник представителей творческих кругов. Верующие говорят, что находят в сериале то, чего им недостает в телепрограммах: приход, молитва, крест. Неверующие подчеркивают, что смотрят сериал из-за его напряженного сюжета.
По мнению Анны Бухер (Anny Buchner), занимающейся в Варшавском университете социологией религии, пример «Отца Матеуша» показывает, какое большое значение имеет верная форма коммуникации. Даже если зрители не ходят в церковь, они смотрят сериал, потому что религия преподносится там в привлекательной для них упаковке. В свою очередь, для молодых людей, живущих в постоянной спешке, первой формой встречи с культурой становится изображение. "Упомянутые инициативы делают имидж Католической церкви более привлекательным. Это не евангелизация, они просто показывают, что Церковь есть и она ждет, — объясняет Бухер. — Футболка, безусловно, имеет свое значение. Если кто-то ее надел, он понимает, что окружающие будут внимательно к нему присматриваться. Однако инструментом пропаганды религии могут стать только поведение и высказывания людей в подобных майках".[...]
Читайте также: Церковь в Twitter
Сложно не заметить, что большинство инициатив исходит от светских активистов и только в некоторой степени поддерживается священниками или церковным руководством. Но новый Папа Римский заявил, что роль мирян в Католической церкви должна усилиться, а священники многому могут у них научиться. Это сильные слова, которые могут определить вектор движения Церкви на многие годы. Найдут ли они подтверждение в действительности, покажет время. Пока ясно только то, что светские круги смотрят на проекты с футболками, фотографиями на балконах или хепенингами доброжелательно, тогда как значительная часть священников настроена в этом отношении скептически.